Влияние компьютерных игр на психическое и интеллектуальное развитие подростков
Наиболее активные пользователи Сети — молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Но возраст приобщения к Интернету продолжает снижаться. Видео- (онлайн-) игры — самое любимое занятие многих детей и подростков. Сегодня разберемся, какое влияние на ребенка они оказывают.
Исследования показали, что игры оказывают как отрицательное, так и положительное (при сбалансированном досуге) влияние на физическое и психическое здоровье, на социальные связи подростка.
Положительные эффекты влияния компьютерных игр на детей
Позитивные эмоции
Умеренная игра способствует возникновению положительных эмоций. Положительное психическое благополучие также связано с игрой как средством расслабления и снижения стресса.
Вовлеченность
Вовлеченность в выполнении задач связана с повышением уровня счастья, а также интересом и мотивацией. Однако усиленная вовлеченность во время игры может повлечь за собой нежелание сталкиваться с реальным миром, рутиной и повседневными проблемами.
Сфера отношений
Возможность расширения социальных контактов предоставляют многопользовательские игры. Известно, что игроки многопользовательских игр в возрасте до 18 лет сопоставляют онлайн-дружбу с реальной или считают ее лучше. Подростки в игре создают надежные социальные контакты, обмениваются опытом и действуют сообща. Кроме того, часто игроки могут выходить в оффлайн-пространство и укреплять связи в реальном общении.
Осмысленность
Реальная жизнь подростков и молодежи может восприниматься ими как малоосмысленная, поскольку в этом возрасте молодые люди переживают период эмансипации, отказа от социальных зависимостей. Но в игре у подростков зачастую может возникнуть ощущение, что они являются частью чего-то глобального и значимого. Например, если игра воспроизводит сюжет о нападении на страну или планету, ребенок в игре выполняет роль защитника. Самостоятельное прохождение социально-направленной видеоигры или взаимодействие с миллионами игроков в онлайн-игре по всему миру связано с высоким уровнем осмысленности.
Достижения
Работа над достижением целей и задач, которые необходимо выполнить в игре, может способствовать ощущению успешности. У молодых людей, которые чувствуют себя неуспешными в образовании, игры могут восполнять дефицит компетентности. Компетентность повышается в игровых контекстах, где элементы управления интуитивно понятны и легко осваиваются.
Интеллект
Значительное число публикаций исследований, преимущественно проведенных на подростках и молодых людях, продемонстрировало, что определенные типы видеоигр, требующих больших когнитивных усилий (количество данных, которые требуется удерживать одновременно в рабочей памяти), могут привести к значительному улучшению моторных навыков. Моторные навыки — это гибкость, подвижность пальчиков, ловкость движения кистей рук. От их развития напрямую зависит способность логически мыслить, улучшение памяти и развитие речи. Чем лучше мелкая моторика рук, тем легче и быстрее ребёнок воспринимает информацию, приобретает навыки.
Негативные последствия влияния видеоигр
Они связываются с индивидуальными психологическими особенностями игроков и неблагоприятными внешними условиями (семейные проблемы, эпизоды насилия, общая неуспешность и др.).
Сама по себе игра является материалом реализации склонности к агрессии или аддикции.
Аддикция — навязчивая привычка, которая может спровоцировать психологические заболевания.
Проблема зависимости
Исследования игровой зависимости показывают, что навязчивой привычке чаще всего подвержены подростки и молодые люди, испытывающие потребность в отношениях или бегстве от реальности. Это может быть последствием личных особенностей иди каких-то жизненных обстоятельств.
Чтобы избежать этих последствий, рекомендуется сократить время игры и переключить внимание подростка, например, на образование, на спорт, развитие его творческих способностей и т.д.
Социологи, проводящие исследования в этой области, считают, что игровая зависимость имеет много общих физиологических черт с зависимостями от психоактивных средств.
В последние годы одной из самых быстрорастущих форм интернет-зависимости, особенно среди детей и подростков являются массовые многопользовательские онлайн-ролевые игры, или MMORPG.
Классические признаки зависимости:
— геймеры (люди, играющие в видеоигры) становятся поглощенными играми, лгут о своем использовании игр,
— теряют интерес к другим видам деятельности только ради игры,
— уходят от семьи и друзей ради игры и используют игры как средство психологического бегства.
Одинокие дети, не имеющие надежной привязанности в семье — потенциально рискуют стать зависимыми.
Игры могут помочь игрокам опробовать различные социальные роли, ощутить власть в безопасной среде или ощутить сопричастность к общему. Но на фоне неблагоприятных обстоятельств жизни они могут стать более привлекательными. Поэтому проблема аддикции выходит далеко за пределы проблем, связанных с видеоиграми.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев