Камская новь

г. Лаишево

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости региона

Творить нельзя работать. Где поставить запятую?

Пятнадцать молодых живописцев сегодня являются членами Союза художников Татарстана. Подробнее: http://idel-tat.ru/news/kultura/tvorit-nelzya-rabotat-gde-postavit-zapyatuyu

Председателю Союза Альберту Шиабиеву очень хочется, чтобы ряды организации пополнялись молодыми творцами, чтобы начинающих художников можно было поддерживать на официальном уровне. Но и естественного – профессионального – отбора при приеме в Союз не избежать. 

Пабло Пикассо был уверен: художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет. Казанский живописец Наталья Григорьева, разделяя уверенность Мастера, признает, что современному художнику одного таланта мало, что бытие, и правда, определяет сознание.

«Творчество делает счастливой»

Я с детства интересовалась всем тем, что связано с творчеством и жизнью великих художников. Но, помимо простого интереса к живописи, у меня была стойкая мечта стать великим художником. У меня была соседка-подружка, которая обучалась в музыкалке игре на пианино и постоянно участвовала в разных конкурсах. И была от этого такая важная! И мне очень хотелось на ее фоне тоже быть значимой. Но я мечтала не просто о признании, а о том, что это признание несет, – о материальных благах. Мы жили очень скромно, и мне очень хотелось деньгами помогать семье. Потом меркантильная основа моего желания ушла, а мечта о славе трансформировалась. Теперь мне хотелось, чтобы мое творчество оценили по достоинству. Учась в художественной школе, я стремилась к тому, чтобы быть лучше всех. Приходилось много работать, чтобы повысить свои рисовальные навыки, потому что большой художник – это большой труд: постоянные наброски, выезды на пленэры, работа на натуре и в мастерской, участие в мастер-классах…В общем, мне хотелось стать великим художником. И это был огромный стимул для того, чтобы не останавливаться, а писать, писать, писать.

С самого детства нас с сестрами в наших творческих увлечениях поддерживала мама. Мои сестры стали кукольницами (известный творческий дуэт «АняМаня» - прим. ред.), которые сегодня очень успешно занимаются изготовлением декоративных кукол, берут призовые места на международных конкурсах, постоянно участвуют в различных выставках.


Мама не просто разделяла наше увлечение, но всячески нас поддерживала. В 90-е годы она постоянно ездила в Москву, где покупала для нас краски, холсты, для сестер – материал для кукол. В Казани в то время все было страшным дефицитом. А мама хотела нам счастья, как все родители. И полагала, что только творчество может это состояние дать.

«Сотвори себе кумира»

Конечно, у меня были и есть свои кумиры в живописи. И они с возрастом меняются: то нравится и притягивает творческая манера одного художника, то другого. Вот сейчас, например, я очень увлечена Шарденом (французский живописец XVIII в. – прим.ред.)  А, например, до поступления в академию я увлеченно копировала Рембрандта (голландский художник XVII в.). В тот период он был моим кумиром. Потом в моей жизни появились другие великие мастера. Мне нравятся многие стили. Главное, чтобы картина была сделана в высокохудожественной манере, очень профессионально.

В студенчестве, кстати, мы все подрабатывали копированием. Я считаю, это очень полезная работа: во время копирования великих мастеров нарабатываешь навыки, оттачиваешь руку, находишь новые технические приемы. А техника очень значима для художника. Я для себя выбрала реалистичное направление в живописи. У меня классическое образование, поэтому я и работаю в классической манере. Но пишу картины в разных жанрах. Все зависит от настроения, вдохновения, свободного времени. Очень люблю работать на натуре. И очень люблю писать цветы – это бесконечный источник вдохновения. А вот портреты, в основном, делаю на заказ. Не считая, конечно, портретов дочери – она тоже мой постоянный источник вдохновения. Люблю пленэры: во время такой работы складывается какая-то особенная атмосфера и получается по-настоящему творить.

Пустой холодильник и вдохновение

Конечно, в профессиональной жизни у любого художника сложности периодически бывают. Главная из них – нестабильность: заказы на картины то есть, то их долго нет. Если есть заказ, то строго придерживаешься обязательств и тут уже не до ожидания вдохновения – кушать-то хочется каждый день. Но, безусловно, когда думаешь о финансовых проблемах, о том, чем накормить детей, что в холодильнике пусто, то места вдохновению практически не остается. Не смотришь на настроение и встаешь к мольберту. Это очень сковывает: постоянно искать компромисс между тем, что хочется, и тем, что надо. Мы живем в материальном мире, и поэтому жить только творчеством не получается, к сожалению. Есть единицы художников, у которых существует подушка безопасности и которая позволяет им только творить, а не работать. Но так получается не у всех. Впрочем, я не хочу, чтобы сложилось впечатление, что я жалуюсь на жизнь или какие-то сверх- трудности. У меня есть работа, которая приносит мне и материальное, и, главное, моральное удовлетворение. У меня есть заказчики, которые находят меня на вернисажах и выставках. Им нравится моя манера исполнения, и поэтому я редко сижу без дела. 

Я очень рада, что меня приняли в Союз художников Татарстана. И дело не в том, что членство в Союзе почетно или престижно. Это тоже есть. Но оно дает возможность участия во многих выставках и пленэрах, я получаю скидки на участие в различных арт-галереях и вернисажах. И, главное, что членство в Союзе помогает мне продвигать мое творчество.

 

Наталья Григорьева родилась в Казани. В 1998 г. окончила Казанское Художественное училище им. Н.И.Фешина, отделение живописи. В 2006 г. окончила Российскую Академию Живописи Ваяния и Зодчества, факультет архитектуры в Москва. Работала дизайнером интерьеров в архитектурном бюро в Москве. В настоящее время свободный художник. Создала росписи интерьеров в нескольких особняках в Москве. Пишет картины маслом и акварелью. Участвовала во многих выставках Москвы и Казани. Картины находятся в частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Чехии. Член Союза художников РТ.

Художница Полина Илюшкина – страстная путешественница. Правда, ее туры по России и зарубежью – это масштабный пленэр, результаты которого потом оценивают посетители вернисажей.

«Большая работа требует больших денег»

Я много путешествую – и самостоятельно, и в компании художников. Например, в ноябре прошлого года была на международном арт-симпозиуме в Египте. На этом симпозиуме я представляла Татарстан и была единственным участником из России. Именно там и был создан «Портрет египетской девочки с книгой». Причем позировала мне настоящая юная египтянка.

Я обхожусь без кумиров в творчестве. В Библии ведь написано: не сотвори себе кумира. Хороших художников много, выделить кого-то сложно. Я в творчестве ориентируюсь не на чей-то почерк, а на натуру, на свет, на положение фигуры, на психологический образ, на соотношение пропорций. Безусловно, у каждого художника есть своя манера. Свой почерк был у Леонардо, у Рафаэля. Но если искать свой конкретный почерк, то можно уйти в манерность. А для художника-реалиста важно точное следование натуре и преображение ее через персональное видение. Ведь, как мы знаем, искусство – это образное отображение действительности.

Все художники-реалисты всегда работают на пленэре, где на практике учатся правильно подбирать цвет, свет, колорит. В дальнейшем все это, в идеале, должно перерастать в картины. А происходит это редко. Поэтому люди видят на выставках одни пейзажи. Но здесь тоже есть свои причины: для того чтобы написать крупную картину, нужно иметь мастерскую. Большая трехметровая картина со множеством фигур должна быть где-то размещена, находится в каком-то пространстве. И, значит, у такого полотна должен быть заказчик. Полотна ведь не могут быть на постоянном хранении у мастера. К тому же это огромные финансовые затраты: большая работа требует больших денег. Краски, холст – все это очень дорого. И картины не должны стоять в мастерской! Они должны выставляться, потому что пишутся для людей, которые должны их видеть и оценивать. Да и цветочки-пейзажи продать намного проще, нежели большие картины с сюжетом.

 

Полина Илюшкина родилась в 1990 г. в Казани. С 2005 по 2009 гг. училась в КХУ им. Н.И. Фешина, в 2015 г. окончила МГАХИ им. В.И. Сурикова. C 2018 г. принята в Творческие мастерские Российской академии художеств в Казани. Является членом Творческого Союза Художников России (Международной федерации художников), Союза Художников России (Международной Ассоциации Изобразительных искусств при ЮНЕСКО), членом Союза художников РТ.

«Могу позволить себе творить»

 

Реклама

Мне повезло: я и работаю, и учусь со стипендией в творческой мастерской академика Ферината Халикова. А потому я могу себе позволить творить, делать то, что мне нравится и хочется. А еще я хочу продолжить свои путешествия, потому что я не только реалист, но и художник-ориенталист. Я пишу сюжетные картины, на которых представлены разные народы, изучаю их культуру и быт, влияние глобализации на жизнь и развитие народов разных стран. Конечно, я хочу продолжить свой выставочный проект «С мольбертом по земному шару».  Я его делаю совместно с оркестром «Ренессанс». Проект состоит из разных серий: «Буддийская», «Иранская», «Китайская», «Русская». Эту тему я хочу продолжить. Например, в «Русской серии» у меня представлены православные монастыри нашей страны. Мне нравится, что в этом направлении я стала первой.  Такой серии в крупных жанровых картинах еще не было. Меня впечатлило мое путешествие по Соловецкому монастырю. Это место просто потрясло силой духа, силой цвета, своей мощью. Мы приехали на Соловки в период белых ночей. Я выходила писать в два часа ночи, и в этот час облака были подсвечены солнцем. Зрелище необыкновенное! И сам монастырь, безусловно, очень впечатляет. На его территории есть огромные камни, поросшие мхом, которые выглядят очень живописно. Как живые. И сама природа подсказывает, какими красками там надо писать. Даже воздух Соловецкого монастыря живописен. А это значит, что есть прекрасная воздушная перспектива: если, например, есть туманная дымка, то предметы изменяются в пространстве, становятся прозрачными… Словами это не объяснить, это нужно видеть. Именно после поездки в монастырь я написала картину «Церковный праздник в Соловецком монастыре», сейчас она выставлена в экспозиции  персональной выставки «Путь веры»  в музее истории Казанской иконы Божией матери при храме Преподобного Сергия Радонежского в Казани. Это многофигурная жанровая работа. Чтобы ее написать, я 10 дней жила в монастыре, делала наброски, продумывала идею, ловила свет. 

Эта картина, кстати, получила особое одобрение комиссии суриковского училища и Академии художеств России. В свое время выставку посетил епископ Русской православной церкви, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. По его благословению я ездила в 2018 году в Египет  на международный арт-симпозиум, который проходил в городе Эль Минья в Монастыре Пресвятой Богородицы на Птичьей горе, и в Дейр Мариам в Джебель эт-Таир, где сохранилась церковь, построенная святой Еленой над пещерой, в которой скрывалось Святое семейство. Конечно, такие поездки не могут не трогать. И не могут остаться вне холстов.

У меня есть серия эскизов картин по сюжетам монастырей России: «Праздник Крещения Господня в Раифском монастыре», «Интерьер Успенского собора в Свияжске», «Крестный ход в воссозданном соборе Казанской иконы Божией Матери». Теперь эти эскизы нужно воплотить в большие картины. Это должны быть полотна большого формата для последующего экспонирования в больших публичных помещениях. Сейчас же я работаю над сюжетными картинами о монастырях Татарстана. 

А мечта у меня простая – и дальше заниматься любимым делом.


Художественно-музыкальный проект «С мольбертом по земному шару» подготовлен и реализуется Полиной Илюшкиной совместно с оркестром «Ренессанс» (RENAISSANCE). Проект состоит из серии живописных и графических работ в музыкальном сопровождении камерного оркестра. Тематика выставок разнообразная, картины созданы по итогам путешествия художницы в разные страны. Это представленные в живописи и графике бытовые сюжеты из жизни жителей католических, православных, буддистских государств, а также исламских стран Азии. Картины, экспонируемые на выставках, написаны Полиной Илюшкиной в Китае, Иране, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, России, Турции, Вьетнаме, Мьянме, Шри-Ланке, Доминиканской Республике, Сербии, Словакии, Венгрии, Австрии, Египте, Тунисе, Мальдивах и др. странах в 2011-2019 гг. с натуры, а также созданные в мастерской художницы.

«Академия рук и ног»

Признанный мэтр татарстанской школы живописи, именитый и популярный художник Евгений Голубцов считает, что современное искусство развивается однобоко, что молодые художники не хотят трудиться, растрачивают свой талант. В результате знаменитая казанская школа теряет статус. 

- Сегодня современное искусство развивается однобоко: молодые занимаются, в основном, рисованием с натуры, создают сельские пейзажи. Хорошо, что растет количество художников. Для пейзажей созданы условия – семинары, пленэры и так далее. Но мне не хватает атмосферы в картинах. Мало кто занимается созданием сочиненных образов. И я уверен, что в татарстанской художественной школе должно быть композиторское движение. 

- Профессиональный уровень в Казани всегда был высоким. Но в нашей среде сегодня, как и везде, дефицит преподавательских кадров, тех, кто может научить студентов важным профессиональным основам. 

- Многие из тех, кто заканчивает художественное училище или вуз, уходят в дизайн. Это сейчас модно и, наверное, хорошо оплачивается. Но радует то, что истинные художники, несмотря ни на какие времена с их сложностями, остаются художниками.

- Трудно вычислить художественный почерк у молодых – он не наработан. Как и опыт. Но беда в том, что индивидуальный почерк можно искать всю жизнь и так и не найти.

- Была у нас в Казани, при художественном фонде, «Академия рук и ног», как мы называли эти уроки в шутку. Мы собирались в одной комнате и учились рисовать кисти рук и щиколотки. И, заметьте, практически все на тот момент были уже профессиональными художниками. А учиться не переставали, потому что художник учится всю жизнь. Вернее, шлифует свое мастерство.

- Когда видишь картины молодых художников с человеческими фигурами, понимаешь, что рисование не дотягивает до нужного уровня. Да, возможно, это из серии «я так вижу», но мастерство есть мастерство.
 

Евгений Голубцов родился 13 апреля 1949 г.
В 1968 год окончил Казанское художественное училище.
В 1974—1978 гг. занимался в Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР.
В 1977 г. принят в Союза художников СССР.
Заслуженный деятель РТ. 
В 2010 г. единственный в Татарстане награжден медалью к 250-летию Российской академии художеств. 
С 1974 по 1989 гг. участник, а затем консультант ежегодных семинаров студии художественного проектирования СХ СССР "Сенеж". 
В Казани как лидер "Группы 17" оформил пивной бар "Бегемот", Дом-музей Шишкина в Елабуге, ресторан "Казань", клуб "Маяковский. Желтая Кофта" и другие объекты.

Не все так плохо, господа!

Председатель Союза художников РТ Альберт Шиабиев не разделяет мрачного настроения своего коллеги относительно мастерства и творческой индивидуальности молодых художников Татарстана.

– Конечно, не все так плохо! В Челнах, например, есть такой Алексей Черный. У него уж точно свой, ярко выраженный, индивидуальный почерк. Он так хорошо пишет пятнами!

Есть в Казани яркий художник Рамин Нафиков – абстракционист, который отучился в Прибалтике. Он очень качественно пишет. И вообще интересный парень с хорошей европейской школой.

В Союз художников приходит много молодых художников, сейчас у нас членство имеют 15 живописцев. Подтягиваются кукольники, которые тоже, по факту, являются художниками. Безусловно, хотелось бы видеть больше молодых. В последнее время мы принимаем, скажем так, возрастных мастеров. Они имеют профессиональное образование, но долгое время работали кто где – в рекламе, дизайне и так далее. Но нам ведь хочется поддержать молодых творцов. А потому мы сейчас пристально следим за работой наших молодых коллег, которые, возможно, в ближайшей перспективе будут представлять наш Союз на международных и всероссийских выставках и симпозиумах.

 

ДОСЬЕ:
Алексей Чёрный родился в 1982 г. в Набережных Челнах. Алексей является участником всероссийских, городских и республиканских выставок. Живописью занимался с раннего детства, учился у отца — художника Александра Чёрного, члена Союза художников России. Когда Алексею было 15 лет, его картину «Водоканал» взяли на республиканскую выставку в Казань. С тех пор регулярно принимает участие в республиканских и всероссийских выставках. Отучился в вузе в Коломне на факультете ИЗО, учился у  большого мастера живописи, который уже при жизни был живым классиком, — у Михаила Абакумова».

Персональные выставки Алексея Чёрного проводились в городах: Набережные Челны, Альметьевск, Заинск, Лениногорск, Коломна (Московская область), Боровск, Малоярославец, Долгопрудный, Совет Федерации-Москва, Стерлитамак, Ишимбай, ЦДРИ-Москва, Центральный Дом Кино, Москва.

ДОСЬЕ:
Рамин Нафиков родился в 1967 г. в Казани. Потомственный живописец, отец – заслуженный художник Республики Татарстан Ханафи Нафиков. Рамин – яркий представитель современной художественной жизни Татарстана. После окончания Казанского художественного училища (1983-1987) и службы в армии продолжил свое образование в Латвийской Академии художеств, где учился на факультете монументальной живописи под руководством профессора Индулина Зариньша. Член Союза художников РФ. Живёт в России и Латвии. Картины Рамина Нафикова выставляются в Казани, Москве, Риге, Петербурге, Лондоне, Инсбруке, Вене, Риме и других городах.

 

Подробнее: http://idel-tat.ru/news/kultura/tvorit-nelzya-rabotat-gde-postavit-zapyatuyu

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Творчество Лаишевский район Реклама в Лаишеве татар-информ