Камская новь

г. Лаишево

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Культура

Мальчик, который выжил

Фото автора Ему было двенадцать, когда это случилось. Мать вышвырнула ребенка-инвалида за дверь, и кто знает, что было бы с ним дальше, если бы не родная тетя. Она приютила парнишку, чем заслужила общественное признание, и добилась опеки. Казалось, Витю ждала счастливая жизнь с новой «мамой». Но на деле все обернулось...

Фото автора

Ему было двенадцать, когда это случилось. Мать вышвырнула ребенка-инвалида за дверь, и кто знает, что было бы с ним дальше, если бы не родная тетя. Она приютила парнишку, чем заслужила общественное признание, и добилась опеки. Казалось, Витю ждала счастливая жизнь с новой «мамой». Но на деле все обернулось иначе…

(Примечание от автора: все имена, статусы и некоторые детали изменены)

Часть 1

О трагедии, случившейся с Витей, знало полгорода. Не удивительно, ведь далеко не каждый день в больницу привозят детей, обожженных с головы до ног. Как так получилось, что его тело находилось длительное время под напряжением в 10000 вольт, Витя не вспомнил и через десять лет. Может быть, к лучшему.

Получив вторую группу инвалидности, подросток стал объектом внимания хитрых родственников. Тогда-то он и понял, из-за чего грызутся люди. Деньги были нужны всем, но больше всего - матери. Пенсия по инвалидности - не первые деньги, которые пропила мать после трагедии с сыном. Финансово поддерживали многие: в школах скидывались ученики и учителя, помогали соседи и просто люди, способные на помощь и сострадание. Собранные средства должны были пойти на лечение. Не ушли.

Так бы и жил Витя с мамой, окруженный бутылками в пропахшей никотином однокомнатной квартирке, если бы не вмешалась тетя Лариса. Она всегда вмешивалась в жизнь родственников, если видела несправедливость. Умного пятиклассника с намеками на хорошее будущее, считала она, вот-вот погубит чертова алкоголичка.

Прежде чем Витя стал жить с тетей, прополз почти год. Именно прополз, потому что это время казалось невыносимо длинным. Изо дня в день он сидел в собственной комнатушке, как Гарри Поттер, стараясь быть незаметным. Иногда ему звонили друзья, и он подолгу с ними разговаривал. Друзья и книги, которые приносила тетя, были единственным утешением.

Книги остались, а вот друзья покинули Витю. Случилось это резко и неожиданно. Нет, они продолжали звонить, когда тетя забрала мальчика в свой дом. Но сама Лариса и покончила с телефонными разговорами. Она запретила Вите с кем-либо общаться, даже с двоюродным братом, который был ему ближе всех. «Не дай бог, дурному научат!» - так объясняла свою позицию Лариса.

Но и друзьями ограничиваться не стала. Новый запрет: нельзя выходить на улицу. Летом действовала отговорка может что-нибудь случиться, а в холодное время года - заболеешь и умрешь.

Жить в тепле и сытости для него было в новинку. Он свыкся с мыслью, что друзей уже не увидит, а на улицу не больно-то хочется. Есть же книги! В дополнение к книгам шли конфеты, печенья, чипсы, сухарики и прочая вредная еда. Витя, лишенный этого ранее, днями лежал, читая книги, и заедал эмоции тем, что так охотно покупала тетя. Она старалась угодить во всем, заботилась как о родном и даже иногда называла сыном, что Вите резало слух. Но в одном угодить не могла: общительному мальчику требовалось внимание. Сама Лариса общаться с племянником не любила, да и не о чем было.

Раньше Витя сравнивал себя с Гарри Поттером, теперь уже с Дадли Дурслем - сводным братом Гарри, которому все разрешалось и прощалось. Хоть этого героя он не любил, сравнение все же ему нравилось. До тех пор, пока однажды книг стало не хватать…

Часть 2

Желание с кем-нибудь пообщаться и поиграть на улице росло, как количество бутылок в маминой квартире. В редкие моменты Лариса уступала мольбам и приглашала на каникулы гостить его двоюродного брата. Каникулы, правда, были больше похожи на пытки, чем на отдых. Нельзя было смеяться, громко разговаривать и сидеть допоздна. Отбой в восемь часов. Любой громкий звук - и скандал обеспечен.

Лариса отличалась особенной эмоциональностью вкупе с лицемерием и неуважительным отношением к людям. Учителя проводили Вите уроки дома, Ларисе приходилось делать вид, что счастлива их видеть. Если она не уходила на работу, то наливала им чай, угощала. Как только они уходили, на Витю обрушивался шквал бурной злости тетки. В основном она жаловалась на то, что едва терпит эти «приходы учителей».

Иногда Лариса возила Витю в больницу, где он лежал по несколько месяцев. Реабилитация после ожогов всегда длительна, поэтому хирурги и медперсонал успели привыкнуть к хамству опекуна мальчика. Она требовала к Вите особенного внимания, ругалась на пустом месте. И, тем не менее, оставалась благодарной врачам за удачные операции.

Наблюдая поведение тети, Витя перенял многое. Ему не хватало других примеров для подражания. Откуда ж им взяться, если все время он жил взаперти? Новый урок усвоен: если хочешь чего-то добиться, веди себя как тетя Лариса.

В свой четырнадцатый день рождения он получил подарок от доброго дяди - компьютер. В пятнадцать лет выпросил у тети Интернет. Кончилась эпоха одиночества. Тетя с компьютером и Интернетом не дружила, оттого не подозревала, что Витя обзавелся друзьями по переписке.

Эмо Ира из Челябинска и гот Женя из Нарвы, что в Эстонии, стали по-настоящему близкими Вите людьми, пусть и на расстоянии. Возможно, в реальном мире им тоже не хотелось жить, иначе почему они сутками сидели в аське и почте? Да, Витя получил что хотел. Реальность, и ранее его не особо интересовавшая, вовсе перестала существовать. Экран старого лампового монитора затмил все.

По утрам, а чаще в полдень, Витя просыпался с единственным желанием: избежать тети, окунуться в Сеть. Еще одной особенностью Ларисы было то, что она не любила готовить. Совсем. Лариса работала в столовой и еду, соответственно, приносила оттуда. Разогревала в микроволновке и подавала Вите. Ему такое питание не нравилось. Он хотел чего-то домашнего, о чем постоянно просил и о чем приходилось лишь мечтать.

Банальная, казалось бы, вещь стала причиной ежедневных криков и слез. Лариса готовить дома отказывалась, а Витя, наученный ею же быть напористым, устраивал голодовки. Тогда тетя переходила на угрозы: если он не поест, то кошка, которую он так любит, вылетит на улицу без возможности вернуться. Она давила на него психологически. Манипулировала сознанием. Когда кошка оказывалась за дверью, Витя, захлебываясь слезами, начинал есть что дают.

Юноша обещал себе быть сильным, добиваться того, что он, по его мнению, заслуживает. В ссорах доходило и до рукоприкладства, что, правда, было неэффективно, ведь Витя натерпелся боли в больнице. Эффективнее действовали жалобы тети. «Господи, за что мне такое наказание? Забери меня, пожалуйста, на небо от этого изверга» - достаточно произнести эту фразу, чтобы Витя затих и спрятался в своей комнате.

Часть 3

Бои продолжались. Витя начал подозревать, что тетя его вовсе не любит, а забавляется им как с игрушкой. Особенно четко он это понимал, когда Лариса одевала его так, словно играет с куклой. Однажды ему вздумалось спросить напрямую, принимает ли тетя его за человека. Ответ был прост и искренен: нет.

Жить у нее Витя теперь не хотел, но знал, что без помощи ничего не сделает. Он начал названивать матери и молить, чтобы она пришла за ним. Снова и снова он слышал отказ. Лариса прознала о звонках и навострила уши: как только Витя выходил из комнаты, она тут же появлялась в коридоре, где находился телефон. Путь к нему закрывался.

Новых друзей Витя нашел в учителях. Он умолял их оставаться с ним как можно дольше. Шептал, что, когда они уйдут, тетя снова начнет его обижать. То ли учителя боялись, то ли верили в свои слова: они говорили, что тетя - святая, ангелочек, и никого никогда не обидит. Помощи от них так и не дождался.

Что делать - Витя не знал. Он несколько раз сбегал, приходил к дяде и просился жить у него, но всегда возвращался обратно, где его ждали очередные нервотрепки. Чаще стал замыкаться в себе. Не найдя ни у кого поддержки, поняв, что общество видит в Ларисе только хорошую сторону, он перестал бороться. Он сдался. Тяжелые мысли охватили его, и все, что теперь он делал - ночами, пока тетя спит, смотрел в окно, а на рассвете ложился в кровать с нежеланием вновь проснуться. Сон обычно длился двенадцать часов.

Интернетовских друзей со временем не стало. Их заменили приятели из больницы, которым так же довелось длительно восстанавливаться после электротравм. В больницу Витя ложился редко - всего раз в год, и то ненадолго, обычно на пару месяцев. Причины тому две. Первая: лечение проходило в другом городе, а Лариса не могла бросить работу, как не могла оставить Витю там одного на «растерзание». Боялась, что за ним в послеоперационный период никто ухаживать не станет. Сиделок нет, а персоналу за вынос уток надо платить. Вторая причина: сам Витя боялся возвращаться в больничные палаты. Воспоминания о болезненных процедурах вызывали устойчивую негативную реакцию.

В шестнадцать лет в Вите что-то оборвалось. Одним утром он проснулся и понял, что больше не боится тети. Не боится ни больницы, ни смерти. Провести всю жизнь в одиночестве - вот единственный страх, уютно примостившийся в нем. С тем же он лишился эмоций. Холодная расчетливость и жесткость овладели им.

Чтобы быть частью общества, необходимо общаться. Витя это усвоил. Поэтому неожиданно просто заявил тете, что собирается ложиться на длительное лечение. С ней или без нее. Лариса согласилась, все равно в тот год собиралась уходить на пенсию.

-Витя тогда стал взрослее, мужественнее. Раньше у него эмоции через край лились, вечно на нервах с ним, не знаешь, чего и ждать. Сейчас, гляньте-ка, уравновешенный, спокойный. Ну и что, что хмурый, чем-то недовольный. Зато предсказуемый. Изменился - не узнать! Совсем другой человек, - со словами Ларисы не поспоришь.

Вплоть до девятнадцати лет Витя мирился с новым «Я». Он словно обрел вторую личность, полностью противоположную себе прежнему. Но бороться с тетей не перестал. Борьба была уже не за себя, а за тетю. Сделать человечнее, добрее к людям, излечить от лицемерия - вот чего он добивался. Спустя три года ему это удалось.

По мнению Вити, решающую роль сыграло то, что он перетянул канат. Из подчиненного превратился в подчинителя, из ребенка в родителя. Его ошибка - на тиранию тети отвечать бунтом. Тот, кто бунтует, воспринимается как слабый, беспомощный раб. Правильное решение - показать, что сильнее царя. А сила - в подчинении чувств разуму.

Пусть нельзя вернуться во времени назад и сказать тете: «Эй. Несмотря на твой тотальный контроль, на твою гиперопеку, полное непонимание и мое одиночество, я выжил!». Пусть нельзя сказать себе юному: «Прекрати бросать в рот чипсы и зависать в компьютерных играх! То, что позволено, не всегда полезно». Пусть покалеченную душу не залатать. Но зато благодаря этой «школе жизни» можно повлиять на сознание людей. Больше всего Витя гордится тем, что повлиял на Ларису.

По словам родственников, Лариса все еще пытается участвовать в их жизни, но уже без фанатизма. Она продолжает сострадать и помогать, только с усвоенным уроком: нельзя контролировать людей и требовать с них, чтобы они жили по ее уставу.

Сейчас у Вити шесть близких друзей, проверенных временем, и еще семь, эту проверку проходящие. Он оканчивает университет и в дальнейшем планирует посвятить себя науке.

-Меня друзья называют зверем. К дому не приучен, да к хозяевам не привык. Все на волю когтями рвусь, - улыбается он, но признает: где-то глубоко внутри него все еще живет маленький эмоциональный мальчик, нуждающийся в любви и поддержке.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев