Камская новь

г. Лаишево

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Правовой ликбез

ФНС: изменения налогового законодательства. Страховые взносы.

Поправки Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 303-ФЗ) затронули тариф страховых взносов на ОПС и не только.

Поправки Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 303-ФЗ) затронули тариф страховых взносов на ОПС и уточнили перечень лиц, имеющих право на применение льготного тарифа взносов. Изменение в НК РФ положений о тарифе взносов на ОПС потребовало внесения соответствующих поправок в Федеральные законы от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), что и было сделано Федеральным законом от 03.08.2018 N 306-ФЗ (далее - Федеральный закон N 306-ФЗ).

 

Установление бессрочного тарифа страховых взносов на ОПС

 

Следует отметить, что внесенные изменения направлены на снижение фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов.

Пунктом 6 ст. 1 Федерального закона N 303-ФЗ внесены изменения в ст. 425 "Тарифы страховых взносов" НК РФ.

В первоначальной редакции п. 2 данной статьи было предусмотрено, что тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не определено гл. 34 НК РФ:

- на ОПС в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26%;

- на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9% (в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), - 1,8%);

- на ОМС - 5,1%.

В данной редакции статья не применялась: дело в том, что отдельно в ст. 426 НК РФ были установлены тарифы страховых взносов с 2017 по 2020 год.

В частности, в этой статье было предусмотрено, что в указанный период применяются следующие тарифы страховых взносов на ОПС:

- в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС - 22%;

- свыше такой величины - 10%.

Согласно новой редакции пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ именно в таком размере установлены тарифы взносов на ОПС (22% - в рамках предельной величины базы для исчисления страховых взносов, 10% - свыше этой величины).

Размеры тарифов взносов на ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством остались без изменения.

Одновременно на основании п. 7 ст. 1 Федерального закона N 303-ФЗ признана утратившей силу ст. 426 НК РФ.

 

К сведению. Поправками, внесенными ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ в п. 2 ст. 20 Федерального закона N 165-ФЗ, исключены ссылки на ст. 426 НК РФ.

 

Параллельно законодатели признали утратившей силу ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ и изложили в новой редакции п. 2.1 ст. 22 этого Закона.

С учетом поправок сумма страховых взносов на ОПС на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой и накопительной пенсий) в отношении застрахованных лиц определяется ПФР на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0 или 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование накопительной пенсии)) по следующим тарифам.

 

Тариф страховых взносов

Тариф страховых взносов для лиц 1966 года рождения и старше

Тариф страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе

0% на финансирование накопительной пенсии

6% на финансирование накопительной пенсии

На финансирование страховой пенсии

На финансирование накопительной пенсии

На финансирование страховой пенсии

На финансирование накопительной пенсии

22% (в рамках установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов)

22% (на финансирование страховой пенсии), из них:

6% - солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

22%, из них:

6% - солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

16%, из них:

6% - солидарная часть тарифа страховых взносов;

10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10% (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов)

10% - солидарная часть тарифа страховых взносов

10% - солидарная часть тарифа страховых взносов

0%

10% - солидарная часть тарифа страховых взносов

0%

 

Также в п. 2.2 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ заменена ставка с 26 на 22%. Напомним, что в данном пункте установлен размер тарифа, применяемого индивидуальными предпринимателями, адвокатами, арбитражными управляющими, нотариусами, занимающимися частной практикой (пп. 2 п. 1 ст. 6 названного Закона). С 01.01.2019 перечисленные страхователи при исчислении страховых взносов в фиксированном размере также будут применять тариф страховых взносов в размере 22%, который определяется пропорционально тарифам, установленным п. 2.1 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ.

 

Применение льготных тарифов страховых взносов

 

Перечень плательщиков страховых взносов, которые производят выплаты физическим лицам и имеют право на применение пониженных тарифов страховых взносов, приведен в п. 1 ст. 427 НК РФ.

В соответствии с положениями пп. 3 п. 2 данной статьи для плательщиков, указанных в пп. 5 - 9 п. 1 этой статьи, в течение 2017 - 2018 годов тарифы страховых взносов на ОПС были предусмотрены в размере 20%, на ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0%.

В частности, воспользоваться данной льготой могли:

- организации и ИП, применяющие УСНО, с определенным основным видом экономической деятельности (квалифицируемым по ОКВЭД) (пп. 5). При этом применение пониженных тарифов допускается, если доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.;

- аптечные организации и ИП, уплачивающие ЕНВД, имеющие лицензии на ведение фармацевтической деятельности (пп. 6);

- некоммерческие организации, применяющие УСНО и осуществляющие деятельность в областях социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов), массового спорта (пп. 7);

- благотворительные организации, находящиеся на УСНО (пп. 8);

- индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО (пп. 9).

С учетом действующей редакции ст. 427 НК РФ перечисленные страхователи имеют право на пониженные тарифы страховых взносов до конца 2018 года, а с 01.01.2019 они должны перейти на общий тариф.

Подпункт "б" п. 8 ст. 1 Федерального закона N 303-ФЗ дополнил пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ новым абзацем, согласно которому пониженные тарифы сохранятся в течение 2019 - 2024 годов для некоммерческих и благотворительных организаций, указанных в пп. 7 и 8 п. 1 ст. 427 НК РФ соответственно.

Однако подавляющему числу организаций, которые могли воспользоваться льготным тарифом, с 2019 года придется уплачивать взносы по общей ставке.

Аналогичные поправки предусмотрены Федеральным законом N 306-ФЗ: с учетом внесенных в п. 12 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ изменений применение тарифа страховых взносов в размере 20% продлено на 2019 - 2024 годы для страхователей, обозначенных в пп. 11 и 12 п. 4 ст. 33 (некоммерческих организаций социальной направленности и благотворительных организаций).

Вероятно, истечение срока, на который были установлены пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков, и необходимость в ближайшее время перейти на уплату взносов по более высокой ставке спровоцировали большое количество обращений с предложением отменить страховые взносы.

Согласно п. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные виды налогов и сборов и они могут отменяться только Налоговым кодексом (п. 5 данной статьи). Страховые взносы установлены п. 1 ст. 18.1 НК РФ, являются федеральными и обязательны для уплаты на всей территории РФ. Кроме того, п. 2 ст. 18.1 НК РФ определено, что страховые взносы отменяются НК РФ. Таким образом, исходя из положений п. 5 ст. 12 и п. 2 ст. 18.1 НК РФ федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также страховые взносы могут быть отменены только путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

В соответствии с  п. 3 ст. 8 НК РФ, в котором дано определение страховых взносов: это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

          Законодательством устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованных лиц, обеспечиваемый за счет поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, который зависит от результатов и размера оплаты труда каждого работника, а не от стоимости приобретаемых товаров (услуг) или выручки. Кроме того, размер страхового обеспечения напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на ОПС, а в случае, если гражданин является работающим пенсионером, он имеет право на перерасчет размера получаемой пенсии, что будет невозможно при установлении отчислений в ПФР за счет средств, уплаченных по принципу налога с оборота или выручки, и исключении действующего в настоящее время порядка исчисления страховых взносов, размер которых зависит от зарплаты работника.

 

Итак, с учетом внесенных поправок:

 

Действующий общий тариф страховых взносов на ОПС в размере 22% становится бессрочным.

Для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (некоммерческих организаций социальной направленности и благотворительных организаций, применяющих УСНО) продлено действие пониженных тарифов страховых взносов до 2024 года. Как и прежде, они будут уплачивать только взносы на ОПС в размере 20%. Для большинства "упрощенцев" и ИП, применяющих ПСНО, начиная с 2019 года предусмотрено исчисление страховых взносов исходя из общих тарифов.

 

Отдел работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 4 по РТ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Татарстан ФНС Лаишевский район