Примечательно, что он проходил по территории Лаишевского района. Автопробег стартовал 2 января 1914 года от Казанского газового завода. Автомобили начинали свой путь по городской дороге и выезжали на тракт, а дальше их ожидало бездорожье.
Дорожный комитет Казанской губернской земской управы решился на смелый эксперимент. Его суть состояла в том, что определённые участки дорог огораживались деревянными защитными щитами. Ранее такое практиковалось лишь на железных дорогах. Собственно, сам автопробег и был инициирован для того, чтобы доказать: деревянные щиты - лучшее средство от снежных заносов.
Машины в начале века были большой редкостью. Поэтому автопробег Казань-Лаишево-Шуран вызвал настоящий ажиотаж. Газеты не упускали случая оповестить об этом своих читателей. Вот что пишет корреспондент газеты "Казанский Телеграф", который сам лично участвовал в этом пробеге.
«Соблазнился я и поехал, предварительно достав костюм в эскимосском стиле и намазав свою физиономию слоем вазелина. Поехал и не раскаиваюсь. Действительно, я увидел нечто не только новенькое, но и настолько невероятное в нашей стране бездорожья, что не протестую только потому, что сам лицезрел. Для большей убедительности перенесусь на несколько лет назад. Каждому «имевшему удовольствие» совершать переезд зимой из Нармонки через Столбище, в Казань, наверное, памятно, какая это была каторга. Из ухаба в ухаб, и опять в ухаб, на протяжении сплошных 36 верст. Каково же было мое удивление, когда, миновав старт и шоссе, к архиерейскому дому, наш «Бенц», шедший за командорскою машиной, покатил по грунтовой дороге со скоростью до 78-80 километров и, ни разу не сдрейфив, покрыл дистанцию в 80 верст в 1 час 41минуту! Щиты сделали свое дело!»
Качество дорог всегда было одной из главных российских проблем. И если в черте города езда все же была допустима, то состояние проселочных и трактовых дорог оставляло желать лучшего. К большому удивлению участников, дистанция пробега оказалась в лучшем состоянии, чем они могли предполагать. Защитные щиты не позволяли ветру наметать сугробы. А на участках, запорошенных снегом, стояли солдаты с флажками, предупреждая взмахами участников об опасных местах и резких поворотах. Автомобили развивали по тем временам приличную скорость, достигавшую порой 70-80 км/час.
…Обратно в Казань автомобилисты ехали уже темноте. Все они благополучно прибыли в город. Здесь смельчаков встречала большая толпа болельщиков и просто любопытных. Никто не ожидал, что первый в России зимний автопробег пройдёт так успешно.
- Очень хотелось в конце весны организовать автопробег с участием ретро-машин и приурочить его к 100-летию этой даты, - делится своими планами директор музея Лаишевского края Фарида Муртазина. - Конечно, его маршрут будет несколько изменен в связи с образованием Куйбышевского водохранилища. Старт взять от Казани, поехать по старой дороге до Рождествена, через Кирби в Лаишево, и завершить его в Шуране.
Свои отзывы и предложения об автопробеге вы можете направить на сайт нашей газеты www.laishevskyi.ru
Фото с сайта www.nevsepic.com.ua
Нет комментариев