Камская новь
  • Рус Тат
  • "Мы проповедуем традиционный ислам"

    В Поволжье испокон веков мирно проживали люди разных вероисповеданий и национальностей, шел постоянный обмен культур. Роднились татарские и русские семьи. Вместе гуляли на Сабантуе и Масленице. Поздравляли друг друга с Курбан-байрамом и Пасхой. Взаимное уважение представителей разных культур было залогом мира и спокойствия. 19 июля 2012 года стал трагическим днем...

    В Поволжье испокон веков мирно проживали люди разных вероисповеданий и национальностей, шел постоянный обмен культур. Роднились татарские и русские семьи. Вместе гуляли на Сабантуе и Масленице. Поздравляли друг друга с Курбан-байрамом и Пасхой. Взаимное уважение представителей разных культур было залогом мира и спокойствия.
    19 июля 2012 года стал трагическим днем в новейшей истории мусульманской уммы Татарстана, когда ваххабизм громогласно заявил о себе и в нашей республике. В подъезде своего дома был хладнокровно расстрелян татарский богослов Валиулла Якупов, на тот момент стоявший во главе учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ РТ). Спустя менее часа в собственной машине был подорван муфтий республики Ильдус Фаизов, чудом оставшийся жив. Это стало настоящим шоком для жителей республики. До этого никто не мог поверить, что в Татарстане возможны террористически акты, направленные на приверженцев ханафистского (традиционного) течения ислама. Некоторые политические обозреватели считают, что в Татарстане идет процесс, условно называемый "кавказизацией" мечетей.
    Корреспондент "КН" встретилась с имамом мухтасибом Равкатом Гатауллиным и побеседовала с ним на волнующую тему.
    -Равкат хазрат, каков возраст имамов мечетей, действующих в районе? Где они получали образование?
    -Средний возраст имамов 70-75 лет. Все руководители мусульманских организаций позиционируются как представители ханафистского (традиционного) течения. Большинство из них самоучки. Только шесть имамов имеют духовное образование, которое они получили в казанских медресе "Мухамадия" и "Тысячелетие". Однако все имамы пользуются авторитетом у прихожан. Например, в Малой Елге живет 75-летний Равиль Гарипов. В светской жизни он работал шофером в колхозе. Специального религиозного образования не имеет. Его родители были религиозными людьми, и он с детства приучался к исламу. Около двух лет назад по просьбе жителей Равиль Гарипов стал имамом: его кандидатура утверждена собранием прихожан и республиканским муфтием. Он выполняет все необходимые обряды - дает имена младенцам, читает никах и провожает в последний путь. Малоелгинский имам - примерный семьянин, всегда аккуратно и чисто одет, хорошо знает Коран, читает проповеди, да и человек доброжелательный. Поэтому понятно, почему имам пользуется уважением прихожан. К нему часто приходят за советами по жизненным и религиозным ситуациям.
    Другой руководитель мусульманской общины - главный агроном ООО "Йолдыз" 59-летний Гумер Арсланов - работает в Пелеве имамом уже более 10 лет. Он самостоятельно изучил Коран и Хадисы, в которых записаны слова Пророка. Г.Арсланов - уважаемый человек в селе.
    -Расскажите немного о себе.
    -Мои родители были религиозными, поэтому я с малых лет изучал арабский язык и Коран. Религиозное образование получил в медресе в Татарстане. Очень хотел поделиться полученными знаниями с людьми. Моя мечта сбылась: уже 25 лет выполняю обязанности имама мухтасиба. Сейчас руковожу мусульманскими организациями района. Два раза - в 1999-ом и 2007-ом годах - совершал хадж в Мекку. В 1999 году был в гостях у короля Саудовской Аравии. Мой сын живет в Тюменской области в г.Федоровка, пошел по моим стопам. Я горжусь, что он стал имамом-хатыбом.
    -Ведется ли контроль за тем, что проповедуют в мечетях и чему учат в воскресных школах района? Кто координирует их деятельность?
    -В воскресных школах изучают арабскую азбуку, как правильно читать Коран, тажвид - грамматику. Мы придерживаемся той программы, которую нам дает ДУМ РТ. Его учебный отдел проверяет, как ведется занятие, чему учат наших прихожан. В районе эта миссия возложена на меня. Я часто бываю в мечетях и воскресных школах, поэтому твердо могу сказать, что мусульмане района придерживаемся ханафистского течения. Мы проповедуем традиционный ислам, отвергая воинствующий ваххабизм. В этом плане у нас в районе все благополучно, процесс "кавказизации" мечетей не прослеживается ни коим образом. Например, во время Курбан-байрама мусульмане оказывают помощь людям других национальностей и вероисповедований. Верующие осуждали теракт 19 июля 2012 года и были опечалены смертью Валиуллы Якупова. В мечетях читали молитву о погибшем.
    -Почему так получилось, что в Сокуровской мечети использовали запрещенную экстремистскую литературу, в частности, книги Фахтуллы Гюлена?
    -Имам не знал, что эта книга была под запретам. Сейчас я разослал список запрещенной литературы по всем мечетям.
    -С каждым годом в районе все больше выходцев из Узбекистана, Таджикистана, Армении, Казахстана. Как относятся к ним местные мусульмане?
    -Никаких споров или вражды с приезжими нет. Это доброжелательные и трудолюбивые люди. Они вместе с нами молятся в мечетях, совершают все необходимые обряды. Активное участие принимали в конкурсе на лучшее чтение Корана.
    -Как мусульманская община взаимодействует с местной властью и с представителями других религиозных конфессий, проживающих на территории района?
    -У нас полное взаимопонимание. Районные и местные власти оказывают помощь в ремонте мечетей и дорог, к мусульманским праздникам помогают денежными средствами. Так, в Нармонке отремонтировали мечеть, в Сокурах и Лаишеве заасфальтировали дорогу к мечетям. Летом помогли с автобусом, когда была запланирована поездка в Булгар.
    С отцом Федором мы прекрасно понимаем друг друга, нередко обсуждаем религиозные вопросы. Вместе посещаем антикоррупционную комиссию, бываем на сессиях райсовета - по мере необходимости помогаем власти.
    -Спасибо за беседу.

    "Опора - на общечеловеческие ценности"

    Благочинный Лаишевского района иерей Федор:
    -Сейчас в районе много выходцев из Узбекистана и других стран СНГ. Эти миграционные процессы неизбежны. Трудно сказать, идет ли "каквазизация". Церковь занимает твердую позицию: необходимо воспитание в духе толерантности и веротерпимости. Человек - творение Божие. Но к вере каждый идет своим путем. Выбирая ту или иную религию, люди руководствуются определенными аргументами. И каждый считает свою веру истинной. Поэтому нужно проявлять уважение к религиозному убеждению представителей других конфессий. Естественно, до тех пор, пока эти убеждения не грозят жизни и здоровью других, не подрывают государственные устои.
    Основополагающим камнем обеих религий - православия и мусульманства - являются общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, порядочность, веротерпимость, отношение к другому человеку как к самому себе. Это прослеживается в любой из конфессий, за исключением тоталитарных.
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: