Шамиль Кушмин: «Агроном, как хирург: ему ошибаться нельзя»
Главному агроному ООО «Хаерби» Лаишевского района на днях исполнилось 70 лет. Почти полвека он отдал работе на кирбинской земле.
Фото автора
Родом Шамиль Ахметзянович из Татарского Янтыка. Окончил там восемь классов, остальные два доучивался в соседних Шалях. Ходил туда 17 километров пешком в любую погоду. После получения аттестата поступил на экономфак Казанского сельскохозяйственного института.
- Я попал на набор по специальности экономист-агроном, - объясняет Шамиль Ахметзянович. - После окончания поехал по распределению в Пестречинский район, но там не было мест, и отправили меня в Кирби. С тех пор я здесь. При мне сменились 13 директоров. Агрономов раньше было семеро, я - главный. Сейчас остался один - и как бригадир, и как агроном, и как учетчик. Работа тяжелая, но мне нравится, тянет сюда. Не могу сидеть дома. Даже когда иду на обед, думаю, как там у меня все растет…
Вся жизнь семени проходит на его глазах. Весной агроном чувствует, как поспевает земля, ощущает ее запах. Когда начинается обработка почвы, землеобрабатывающая техника двигается по его команде, словно небольшое войско. В пору цветения любуется, как опыляется рожь. Это красивое, похожее на туман редкое зрелище мало кто замечает. Во время уборки зерна главный агроном одним из первых держит в руках будущий хлеб…
Растения - живые существа и дышат так же, как люди
- Больше всего люблю озимую пшеницу, - признается Шамиль Ахметзянович. - Когда золотые колосья стоят, словно стена, комбайн туда жалко пускать... Ведь растения - живые существа и дышат так же, как люди. И понимают, как мы к ним относимся.
Супруга главного агронома Роза Хабулловна – уроженка Кирбей, проработала в родных краях 47 лет. Сначала пионервожатой, потом учителем татарского языка в кирбинской школе. Сейчас на пенсии, руководит ансамблем татарской народной песни, который организовала. В начале августа этого года дочь Гульназ подарила им вторую внучку Наргизю. Первая, Мадина, частенько приезжает к бабушке с дедушкой и просится с дедом в поле.
- Когда ей было лет пять, заметила, что одни колосья стоят, другие опустились. Объяснили ей, что стоят легкие, незрелые, а опустились тяжелые, поспевшие. Потом мы увидели, как Мадина постукивает по колоску: «Давай падай, зачем стоишь», - улыбается Шамиль Ахметзянович.
В ближайших планах главного агронома - работать, пока есть силы. Нужна молодая смена, но в сельском хозяйстве с этим сейчас сложно.
- Недавно я перенес инфаркт спинного мозга, шунтирование делали. Был на больничном четыре месяца. Вызвали одного агронома, он продержался месяц. После него проработал месяц мой ровесник и тоже ушел. Так что наследников нет. Молодые приходят, год-два проработают и уходят. Им ведь хочется отдыхать, больше времени с семьей проводить. А отдыхать агроному некогда. Когда у нас с Розой появились дети, они меня узнавать перестали, забыли. Я уходил рано - они еще спали, приходил с работы - уже спали. Сейчас жена сетует, говорит, когда же будем вместе, уже десять лет, как на пенсии, а все работаешь.
Кстати, через год супруги отмечают сапфировую свадьбу - 45-летие совместной жизни.
- Агрономом сможет работать тот, кто полюбит этот труд, - подытоживает Шамиль Ахметзянович. - Еще важно со своими работниками вариться в одном котле, они уважать тебя будут. И если что начал, доводи до конца. Посеял - уже тревожишься, ходишь, думаешь: что там взойдет, что вырастет? Ошибаться нельзя. Агроном - это как хирург.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев