Камская новь
  • Рус Тат
  • В Малой Елге создается семейный музей

    Сегодня в Малой Елге Гаухария Валиуллина с супругом принимали гостей -представителей недавно созданного в Лаишеве отделения общественной организации «Ак калфак». Повод для встречи был серьезный: хозяйка дома познакомила их с домашним музеем. Вещи, собранные в нем, долго хранили ее родители - отец Бурхан и мать Мингаян. Теперь по инициативе Гаухарии...

    Сегодня в Малой Елге Гаухария Валиуллина с супругом принимали гостей -представителей недавно созданного в Лаишеве отделения общественной организации «Ак калфак».

    Повод для встречи был серьезный: хозяйка дома познакомила их с домашним музеем.

    Вещи, собранные в нем, долго хранили ее родители - отец Бурхан и мать Мингаян.

    Теперь по инициативе Гаухарии все эти предметы нашли свое место на полках в помещении, специально отведенном для экспозиций.

    Телевизионщики деловито сновали со своими огромными видеокамерами, выбирая удобные места для съемки. А члены «Ак калфак» с удивлением рассматривали лапти,

    амбарные книги,

    даты рождения дедов и прадедов Гаухарии.

    Тут же - справочник пчеловода, которым пользовался ее отец-пасечник.

    С гордостью энтузиастка показывает на дипломы и грамоты родителей-тружеников.

    - В семейном музее более 200 предметов старины, - поясняет Гаухария Валиуллина. - Они достались нам от предков. Вот, например, самовар 1876 года.

    А это кирпичи, сохранившиеся со времен Ивана Грозного.

    В 1910 году мой дед работал приказчиком в Екатеринбурге у известных богачей Гафуровых.

    Приглашал и односельчан туда, кому доверял. У нас есть экспонаты, привезенные им из Екатеринбурга: ложка, чернильница, гусиное перо, настольный календарь.

    А это его военные медали.

    Вот фартук, который дед надевал, когда работал. Он был грамотным, сочинял стихи, помогал односельчанам оформлять заявления, документы. Во времена советской власти писал религиозные книги, суры и распространял их среди населения. Из записей, что сделал дед, можно книгу издать. После революции он сохранил хозяйство Гафуровых, не дал ему исчезнуть. Дед по вечерам собирал нас, детей, и вместо сказок рассказывал эти истории. По моим предположениям, Гафуровы - выходцы из Малой Елги. Их бабушка Газзя приезжала в деревню и привозила золотые монеты, чтобы перед ураза-байрам раздавать милостыню. Гафуровы дали деньги на постройку мечети и моста возле нее. После революции их раскулачили, и они уехали кто в Китай, кто в Турцию.

    В домашнем музее много предметов 40-90-ых годов.

    Глядя на них, пожилые гости вспоминали свою молодость. Аккуратно разложены колеса от телег, дедовский бинокль, самодельный дуршлаг,

    хомут, огромные ножницы для резки металла,

    деревянная ступа и многое другое,

    - то, что в других домах выбрасывают на свалку за ненадобностью. Валиуллины поступают по-другому: они собирают все, что касается их рода, быта и традиции большой семьи. А живые, настоящие вещи говорят о прошлой жизни ничуть не меньше, чем рассказ экскурсовода или историка.

    -Сюда стали приходить школьники, - отвечает Гаухария на вопрос о том, как будет использоваться домашний музей. - Даже из Именьково захотели приехать.

    Оберегая и сохраняя свои истоки, мы создаем основу для будущего, которое невозможно без духовного развития общества.

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: