Камская новь

г. Лаишево

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Помним и чтим

Из школьного сочинения. Не довелось догулять, доиграть, порезвиться Миннегаян Галявовой

Превью автора. «В России нет семьи, которую бы война обошла стороной. Не обошла она стороной и нашу семью». Так написала в своем письме девятиклассница Кирбинской средней общеобразовательной школы Ляйла Гаязова.

В нем она рассказывает о своей прабабушке, которая принадлежит к поколению «дети войны». Надеемся, что и другие школы также  поддержат Ляйлу и ее педагога Миляушу Галиеву и станут участниками проекта «КН», рассказывающей на страницах газеты о земляках – детях войны.

Это они - на полях урожай собиравшие,

В холод и в дождь, и промокшие, и замерзавшие.

Не довелось догулять, доиграть, порезвиться.

Так уж пришлось - надо было для фронта трудиться.

(Н.Смирнова)

Время стремительно идет вперед. Недавно мы отметили 75-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. За послевоенные годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стерлась с людской памяти, потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боев, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Тогда невыносимо было всем: и старым, и малым, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

Не забываем мы о подвиге советского солдата, освободившего землю от фашистов. Но не всегда вспоминаем о тех людях, которые в тылу героически ковали будущую победу, принося пользу родной стране.

Узнав страшную весть о войне, все мужчины стали собираться на фронт. Женщины, провожая их, плакали. А детям пришлось рано повзрослеть. Героизм и мужество проявляли в тылу 13-14-летние подростки. Вместе с родными пóтом и кровью создавали они оружие Победы - делали снаряды, мины и патроны, трудились на колхозных полях.  Голодные, уставшие дети продолжали работать и верить в победу. Причем то, что они делали, не воспринималось ими как что-то героическое. Это было то, что необходимо.

Одним из таких подростков была моя односельчанка Галявова Миннегаян Миннебаевна. Родилась она в селе Кирби в простой крестьянской семье.  Когда началась война, ей было 15 лет. Сейчас ей 95 лет. Несмотря на преклонный возраст, у нее сохранилась хорошая память. Она с горечью и со слезами на глазах вспоминает те трудные годы: 

 На фото - Гаян апа Галявова (справа)  со своей дочерью

«….Я отчетливо помню 22 июня 1941 года... Папа пришел такой расстроенный, сел на табуретку, пригласил к себе всех нас детей (а нас было четверо), посадил на колени и крепко-крепко обнял. Папа очень сильно заплакал. Скоро его забрали на фронт. Оттуда он уже не вернулся. На руках у мамы остались мы сиротами. Было очень тяжело. Одеть на ноги было нечего. Ходили в лаптях, а чтобы ноги не промокали, привязывали снизу деревяшку. Кушать тоже было нечего. Когда начиналось половодье, ходили в поле собирать мерзлую картошку. Из нее мама делала крахмал и варила кисель. Собирали дикий щавель, крапиву, из молодой лебеды пекли лепешки. Вместо дров собирали полынь. Резали, сушили ее и топили печь. Ходили в лес с тележкой за хворостом. Дров-то не было, собирали хворост и еле-еле волокли домой. Тянуть тележку было невыносимо трудно, потому что мы были голодные, сил не было.  Даже название дали тележке - «уф алла», то есть «о боже». Выполняли все домашние дела, потому что мама была все время на работе.

Не только взрослые, но и мы, дети, трудились на колхозных полях. Тяжелой ношей легли на наши плечи заботы трудового фронта. Очень высокими были нормы выработки на полях, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна. А дома в хозяйстве у нас была корова. Государству за год мы должны были сдавать 300 литров молока и определенное количество мяса. Мы так старались, чтоб наша коровушка с голоду не померла. Где только не собирали мы сена, чем только не кормили. А что-то приносить с колхозного поля было запрещено. Все-таки я умудрялась хоть чуть-чуть зерна в штанине приносить.

Все работы выполняли вручную. Ранней весной по 20-30 женщин, детей вставали одной шеренгой и засевали все поля. У нас в колхозе выращивали ячмень, пшено, горох, картошку. Когда появлялись всходы, начинали вручную убирать сорняки. Как это было тяжело! А когда наступала жатва, то вручную убирали весь урожай. Горох тоже убирали вручную, так хотелось кушать, но нельзя было. Бригадиры за нами следили. Неделями пропадали в поле. Председатель колхоза ни детей, ни женщин не пускал домой в деревню. В итоге у нас завелись вши. Как сегодня помню я эти ужасные дни. Потом этого председателя прогнали из колхоза. Помню, как однажды во время работы в поле, на небе появился самолет. Для нас это было так дико, мы не знали, куда бежать, как нам быть. Это сейчас смешно, а тогда….

Осенью ходили на зерноток, перелопачивали вручную зерно, грузили в мешки и отправляли в Казань. Зимой тоже работали на полях, делали снегозадержание лопатами. Приходилось ездить на лошадях по деревням, собирать золу и потом вручную рассыпать на полях.

Однажды нас, подростков и женщин, отправили в село Гари Зеленодольского района валить лес. Шли мы туда пешком. Возвращались пешком. Работа была адская, были мы голодные, холодные. Как мы выжили – я не знаю. Но многие умерли. Также часто отправляли рыть окопы. Там тоже многие умерли. Работа тяжелая, есть нечего. Но мы не падали духом, мы верили, что победа скоро наступит, мы приближали ее, как могли.

Мы, дети войны, натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Страдания, голод, смерть рано сделали нас взрослыми, воспитав в нас недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Победы. Наше трудолюбие, стойкость и надежда на лучшее помогли нам выжить, встать на ноги, а колхозу – достигнуть трудовых высот…»

…Гаян апа остановилась, устремив свой взгляд куда-то вдаль. Я смотрю на нее и задаюсь вопросом: а как бы я, мое поколение выдержало такие испытания? По всему телу пробегают мурашки… Нет, не хотим мы войны. Пусть над нашими головами всегда будет мирное небо. У нас - счастливое детство.

Течет река времени. Много воды она унесла со времен Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в нашей памяти навечно сохранятся величие и подвиг советского народа. И мы не должны забывать, что среди всех поколений – дети войны – поколение особое. Вместе со взрослыми они несли тяготы войны. В том числе и моя прабабушка. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бед. Им не так много поставлено памятников, многих из них уже нет в живых, но именно их детские, горячие сердца согревали души отцов, уходящих в последний бой, их маленькие слабые руки дергали пшеницу, жали хлеб, вязали снопы, приближая победный май 1945 года. И пусть наша память об этом будет достойным памятником детям войны.

Фото из личного архива Миннегаян Галявовой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: дети войны Кирбинская школа