Он побывал в концлагерях восьми государств
Родом Михаил Кириллович Урусов - из Обухова. Родился он 05.11.1907. Подоспело время, и в 1939 году его забрали в армию. Отправили на шесть месяцев на подготовку младшего командного состава. А тут грянула война… Он воевал с первых дней, вскоре получил ранение в руку. Как говорится, не было бы счастья, да...
Родом Михаил Кириллович Урусов - из Обухова. Родился он 05.11.1907. Подоспело время, и в 1939 году его забрали в армию. Отправили на шесть месяцев на подготовку младшего командного состава. А тут грянула война…
Он воевал с первых дней, вскоре получил ранение в руку. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Отправили Михаила на шесть месяцев домой, на побывку. Подлечился, набрался сил, и снова - на фронт. Солдата направили в полк тяжелой артиллерии.
-Отец вспоминал, что только один снаряд весил 100 кг. А пушку возили два американских грузовика Студебекера, - рассказывает Петр Урусов. - Немцы наступали. Чтобы оружие не досталось врагу, решили пушки прятать. Со своими войсками уйти не успели и попали в окружение. Стали бродить, пытаясь выйти из окружения. Однако наступление немцев не позволило это сделать. Однажды они залезли в какую-то землянку. Слышат немецкую речь. Один из опытных бойцов, прошедший финскую, говорит: «Надо выходить, а то бросят гранату и нас тут взорвут».
Так Михаил Урусов попал в плен. Военнопленных увезли на сборный пункт, отсортировали. Командиров и евреев - в одну колонну, рядовых - в другую. И началось «путешествие» сельского паренька по Европе. Возил его немец по восьми государствам. Германия, Норвегия, Дания, Чехословакия, Финляндия...
-В лагерях их использовали как рабочую силу. В Германии они станки какие-то разбирали, в Финляндии - дорогу строили, - продолжал рассказ Петр Михайлович. - Отец вспоминал, что однажды их перевозили четверо суток в трюмах, не кормили, лишь давали по литру воды. Было душно, тесно - четыре человека на квадратный метр. Потом некоторых на веревках из трюма вытаскивали.
Конечный пункт «путешествия» нашего земляка - Польша, лагерь Освенцим. С педантичностью, присущей немцам, каждого военнопленного пронумеровали.
Загоняли пленных в баню, а они оттуда не выходили. Сколько они там были, сказать не могу. Тут началось наступление Советских войск, и немцы стали ликвидировать военнопленных. Их сжигали в крематорских печах - по эшелону в сутки. До Урусова очередь в печи крематория дойти не успела: стремительное наступление советских войск спасло ему жизнь. Освобожденных направили к разбитому немецкому эшелону, который вез продукты. Заключенные добрались до него кто ползком, кто как. Некоторые пленные не выдержали и набросились на еду, а после длительного голодания это оказалось смертельно. Они наелись мясных консервов и умерли. Военнопленных подкормили, а потом отправили пешком в Россию.
- Идут нам навстречу войска наши, и давай нас колотить и кричать: «Власовцы», «Немцы». Наши конвойные объясняют, что это из лагеря пленные, - с горечью описывал те дни Михаил Кириллович, когда сын расспрашивал о возвращении отца на родину.
Домой бывших пленных ожидала не очень теплая встреча. Трехмесячная проверка, порой косые взгляды и прилипшее «изменник родины». К слову сказать, не все так относились к односельчанам, испытавшим муки плена. Михаил Урусов был мастеровым человеком. Изготавливал сбруи, выделывал кожу. Так что в деревне его уважали.
Умер участник войны в 1988 году.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев