Люди Лаишевского края. Валентина Васильевна Кива
Валентина Васильевна Кива, обучившая несколько поколений лаишевцев иностранным языкам, недавно отметила свой юбилей.
Перед каждым интервью стараешься подготовиться, продумать интересные вопросы, ответы на которые хотели бы получить читатели. Так было и на этот раз. Но Валентина Васильевна, будучи человеком ответственным, к нашей встрече подошла со всей серьезностью. Так будет даже интереснее. Поэтому передаем ей слово.
-Когда мы учились в десятом классе, к нам в школу пришла молодая учительница – яркая и неординарная дама, - вспоминает юбиляр. - На первом же уроке класс гудел и шумел, а она не замечала этого и просто начала говорить на немецком. Говорила долго, не останавливаясь и не обращая внимания на шум. Именно тогда я поймала себя на мысли, что хочу так же свободно говорить на иностранном языке. Впереди были самостоятельная подготовка, поступление в Казанский пединститут, завершение учебы и распределение в Лаишевский район.
Этот день я хорошо помню. 14 августа 1970 года я вышла из маленького рейсового автобуса, следовавшего по маршруту Казань-Лаишево и по щиколотку проваливаюсь в раскаленную дорожную пыль на перекрестке улиц Лебедевой и Ленина. Отыскав здание РОНО и побеседовав с заведующим Иваном Косыревым, получила направление в Лаишевскую восьмилетнюю школу. Уже на следующий день я приступила к работе.
Старое здание восьмилетней школы, отапливаемое дровами, до сих пор вспоминается с чувством ностальгии. Коллектив, в котором я делала первые робкие шаги педагога, дружелюбно и приветливо отнесся к молодому специалисту. До сих пор с благодарностью вспоминаю завуча Анну Андреевну Иванову и директора Николая Васильевича Чупина. Именно они преподали азы не только профессионального, но и нравственного становления. В те далекие времена у каждого учителя был план самообразования (у меня он до сих пор сохранился), а по результатам его выполнения проводились собеседования.
В 1973 году школа получила новое здание, где были собраны ученики 9-11 классов со всего района. Теперь это гимназия № 1. Новое руководство, новый уровень требований, другой уровень самоотдачи. С преподавания немецкого языка перешла на английский, более востребованный. В 1978 году меня назначили заместителем директора школы по воспитательной работе, что влекло новые обязанности и приносило бесценный опыт работы с детьми. Несколько лет я трудилась секретарем партийной организации школы, а в 1983 году была приглашена на работу в райком КПСС заместителем заведующего орготделом. А это новый опыт работы с людьми, новые ориентиры в нравственном и моральном плане.
В 1991 году вернулась на работу в школу, где продолжала трудовую деятельность вплоть до выхода на пенсию в 2010 году.
Биография безусловно очень насыщенная, но не менее интересно было бы узнать у Валентины Васильевны ее мнение о школе, об учителях и учениках, о секретах педагогического мастерства и многом другом.
-Школа – это не только место работы, это жизнь, поглощающая не только время, но и мысли, - считает юбиляр. – Это не только уроки, но и педсоветы, методические семинары, а раньше еще ленинские зачеты и комсомольские собрания. Все это заполняло мои дни с утра и до вечера. И нужно было находить время для саморазвития. И лучшими учителями здесь были книги. Чтение было и способом отдыха после напряженной работы.
Наша собеседница считает, что педагог всегда должен стремиться к развитию. Он должен показать детям свою увлеченность предметом. Тогда ученики поверят учителю и будут его слушать, станут лучше учиться и самое главное – не забудут своего педагога даже спустя много лет.
Валентина Васильевна достала из шкафа папку, в которой хранятся письма-посвящения выпускников разных лет. Даже спустя десятилетия после окончания школы они не забыли своего учителя и классного руководителя. О ней отзываются как об идейном вдохновителе, лучшем друге, позитивном, чутком, мудром и добром человеке. Не о каждом педагоге будут помнить спустя годы. И не каждого учителя его бывшие ученики пригласят на встречу одноклассников. А такое, по словам юбиляра, происходило не раз.
Чтобы завоевать доверие детей, нужна неимоверная работоспособность. Например, в советские годы коллектив школы участвовал в трудовом десанте, собирая свеклу и картофель в совхозе. Работали иногда по целому месяцу, порой в дождь и в снег. А заработанные деньги шли на организацию туристических поездок по всей стране. Много волнительных моментов у нашей собеседницы связано с созданием школьного краеведческого музея.
-Сейчас, когда моя учительская работа в далеком прошлом, я ни на секунду не сомневаюсь в правильности выбора профессии, - такими словами Валентина Кива завершает свой рассказ. – Дети – этот тот сосуд, который ты не только наполняешь, но и сама учишься чистому, непосредственному, радостному восприятию мира.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев