Письмо из солнечной Греции
На фото - Валя Ваганова и Соня Галимова наводят порядок в комнате девочек. 1960 год. Мы продолжаем публиковать материалы, подготовленные воспитанниками и педагогами Лаишевского детского дома по случаю 100-летия старейшего в районе учреждения. Авторы этой работы Адель Каримуллин и Ольга Ахунова. Фото из архива Лаишевского детдома.
Начиная работать над проектом «Воспоминания выпускников Лаишевского детского дома», мы и представить не могли, насколько обширной окажется их география.
В каких только городах нашей большой Родины не живут выпускники Лаишевского детского дома - от Владивостока и до Архангельска. И даже в солнечной Греции. Мы написали письмо Валентине Вагановой (Малкиной), и она с удовольствием поделилась своими детскими воспоминаниями.
Валентина Дмитриевна вот уже 25 лет живёт на греческом острове Крит, но до сих пор благодарна детскому дому и своим воспитателям. Много испытаний выпало на долю маленькой Вали. В четыре года девочка осталась круглой сиротой и до 11 лет воспитывалась где попало и как попало. Кому нужен чужой ребенок? Валя таяла на глазах. И тогда учителя в школе забили тревогу. Вместе с родительским комитетом они выхлопотали путевку в детский дом. И это событие круто изменило жизнь девочки.
Из письма Валентины Дмитриевны
-Итак, в мае 1958 года я попала в Лаишевский детский дом под руководством Ильина Алексея Андреевича. Я была настолько запущенным больным ребенком, что медсестра детдома Анна Георгиевна и завуч Мария Порфирьевна не согласны были меня брать. Они говорили, что таких детей надо лечить в специальных пансионатах. В итоге Алексей Андреевич сказал свое веское слово, и меня оставили. На протяжении 6 лет, что была в детском доме, меня лечили. Анна Георгиевна и врач Лаишевской больницы Галина Никифоровна, которая курировала детский дом, меня постоянно наблюдали и возили на обследование в Казань. Мне было выделено усиленное питание, и каждый день я должна была пить рыбий жир. Мне это ужасно не нравилось, и мы менялись с подружкой, которая рыбий жир обожала. Она мне свою порцию сливочного масла, а я ей - рыбий жир.
Благодарна я воспитателям, поварам -дяде Косте и тете Нюре, и остальному обслуживающему персоналу, которые вложили частичку своей души в мое воспитание. Но особую благодарность я выражаю директору Ильину Алексею Андреевичу. Это был не просто воспитатель. Это был ПЕДАГОГ, который придерживался методов Антона Семеновича Макаренко. Поэтому к нам частенько присылали трудных подростков из других детдомов.
Алексей Андреевич был всегда с нами и был во всем примером. По утрам мы видели его занимающимся зарядкой на площадке возле детского дома. А рядом стояло ведро для обливания. После зарядки он шел в баню, там обливался холодной водой, после чего шел домой, одевался и уж только потом, в 6:30 утра, будил нас.
А как он катался на коньках! Зимой спортивную площадку во дворе заливали под каток. Алексей Андреевич купил нам коньки на ботинках, а это было в то время чудом. Он и сам частенько выходил на каток минут на 15-20. А катался Алексей Андреевич уверено, красиво нарезал круги, и только седой чубчик слегка колыхался на ветру. Он всегда катался с непокрытой головой.
На Старой Пристани у нас были огороды. Там выращивали овощи для своих нужд, а иногда даже и продавали. Так Алексей Андреевич всегда был с детьми - на посадке, на прополке, на уборке. И когда заготавливали на зиму дрова с плотов, он тоже был с нами. Ни один фильм просто так не смотрели - обсуждали и делились мнениями и суждениями по главным героям фильма. Особенно заострял он наше внимание на патриотизме. А как мы готовились к праздничным парадам! Заранее начинали подготовку, чтобы с песнями красиво пройти перед трибуной. И поэтому нас всегда ждали люди, чтобы полюбоваться. Много, много у меня хороших и теплых воспоминаний о своем Родном детском доме № 58.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев