Камская новь

г. Лаишево

16+
Рус Тат
Год защитника Отечества и 80-летия Победы

Ни у кого из детей не хватило духу бросить камни в этих голодных и мрачных пленных

Продолжаем публикацию рассказов о детях войны — жителях Лаишевского района.

Автор превью Людмила Никифорова. 

В рамках Года защитников Отечества и проекта «Защитники Отечества» редакция газеты «Камская новь» совместно с архивным сектором Исполнительного комитета Лаишевского района РТ  запускает серию статей о детях войны, юных тружениках тыла.

Наша коллега Нина Романова поделилась воспоминаниями выпускника Лаишевской школы Валерия Фигурова.

Валерия Сергеевича Фигурова назвали так в честь Валерия Чкалова. Капитан 2 ранга в запасе. Кандидат технических наук. Живёт в Москве. Каждый год приезжает в родное Лаишево, — прокомментировала Нина Васильевна. — Его отец, участник Великой Отечественной войны Сергей Александрович Фигуров, возвращаясь домой после долгой военной службы и лечения после ранения, не узнал и прошёл мимо своего младшего сына Валерия. Тот из двухлетнего ребёнка превратился в подростка.

Валерий стал учёным. Но он находит возможность приезжать в родной город на Каме, в своё Лаишево. Талантливый физик прекрасно владеет пером.

Предлагаем вам его воспоминания, которые читаются с большим интересом и заставляют задуматься о величии духа наших людей, сохранивших в самое сложное время благородство, сочувствие и не потерявших человеческий облик.

Воспоминания о годах войны

Начало войны

Начало войны не помню. Мне было 2 года и 4 месяца (родился 22.02.39 г.). По рассказам мамы, застала она нас в Набережных Челнах, где мама, Екатерина Алексеевна Фигурова, работала учительницей. Отца призвали в армию. Мама с двумя сыновьями (два и четыре года) перебралась в Лаишево — районный центр под Казанью, на берегу Камы. Она сделала это, чтобы быть поближе к своим родителям, которые жили в небольшой деревушке Якшино в 20 километрах от Лаишева.

У бабушки был огород — 30 соток, корова и другая живность, обычная для тех лет. Бабушка Тоня проводила своих двух сыновей, Александра и Ивана, на фронт в первые дни войны и всю войну поддерживала плодами своего хозяйства двух дочерей с тремя внуками. Дедушка умер в 1942 году. До сих пор удивляюсь, как бабушка одна справлялась с огромным огородом, с коровой, поросёнком и курами. Дочери, работая в Лаишеве учителями, помогали только летом, а от нас — троих внуков — помощи, видимо, не было никакой. Низкий поклон бабушке Антонине Прокофьевне Макаровой и спасибо доброму огороду.

Просо

Осталась в памяти уборка проса. Всем учительницам (мужчин-учителей не помню — наверное, все были на фронте) выделили в поле, недалеко от берега Камы, небольшие участки для выращивания проса. На посев и уборку все приходили с детьми. Сеяли его и убирали вручную. У всех было приподнятое настроение, особенно при уборке. Оно передавалось и нам — детям. Старались помогать старшим, рвались принять участие в молотьбе цепами. Мама радовалась, когда к концу уборки набирался мешок пшена — теперь всю зиму будем с кашей! Мешок этот стоял в углу, и, проходя мимо, я всегда радовался — ещё много осталось! До сих пор пшенная каша не надоедает никогда.

Кашаиха

После переезда из Набережных Челнов в Лаишево маме выделили комнату в двухэтажном деревянном доме. Одну из комнат в этом доме занимала одинокая немолодая женщина. Очень бедно одетая, всегда угрюмая, она казалась нам ведьмой. Мы, дети, всегда боялись её и втихаря дразнили, звали «Кашаихой». Не знаю, на что она жила, чем кормилась. Получив посылку от бабушки, мама обязательно что-то передавала ей. Уже став постарше, узнали от мамы, что её фамилия Кашаева, что она была эвакуирована в Лаишево в первый год войны и уже в Лаишеве в течение нескольких месяцев получила подряд три «похоронки». Видимо, на сыновей. Эти «похоронки» и вбили её в эту мрачную угрюмость, в невозможность пережить своё горе.

Повиниться бы перед ней, попросить прощения... Увы, время необратимо, не позволяет вернуть упущенное, свернуть в прошлом на другую тропинку. Воспоминания об этой святой для меня женщине наводят на мысль о том, что все мы, всё наше общество, помешавшееся на «ценностях» современной рыночной экономики, до настоящего времени не воздали должное, не поставили достойный памятник солдатской матери, не дождавшейся своих ушедших на войну двадцатилетних мальчиков. Эти мальчики ценой своей жизни, а их матери своим трудом и добыли победу.

На фото: дети войны, одноклассники и друзья по жизни. Стоят (слева направо) — Борис Чернейкин (отец умер после войны), Валерий Фигуров (отец фронтовик), сидят — Борис Ларионов (отец фронтовик), Вадим Гранильщиков (отец погиб), Игорь Гераскин.

 

День Победы

День Победы впечатался в память навсегда. Утром меня разбудил старший брат Саня: «Вставай, проспишь – победа!». От обиды, что проспал сам момент победы, что не разбудили к этому моменту, я заплакал. Мама успокоила, сказала, что праздновать победу будут целый день и ещё каждый год в будущем. Я успокоился, настроился праздновать целый день.

Часам к десяти — одиннадцати мама повела нас на митинг в честь Победы над фашистами (так мы называли тогда всех немцев). На главной площади собрались сотни лаишевцев — в основном женщины с детьми. С трибуны выступал председатель исполкома Халиков. Говорил горячо, без бумажки, почти кричал и… плакал. И все кругом плакали. Я очень удивлялся — праздник, а они все плачут.

Только повзрослев, особенно после того, как приехал учиться в Ленинград, побывал на Пискаревском кладбище, пообщался со студентами-ленинградцами, пережившими блокаду, я на всю жизнь стал воспринимать день Победы как «праздник со слезами на глазах».

На фото: Участник войны Сергей Александрович Фигуров со своими сыновьями Александром, Валерием (справа) и племянником Георгием Баляновым на Каме.

Пленные немцы

Уже после войны, скорее всего, в 1946 году в Лаишево привезли довольно большой отряд пленных немцев — на разгрузку барж. Мы, мальчишки, конечно же, ринулись посмотреть на фашистов. Многие набили карманы камешками — покажем гадам! Прибежали, увидели их, столько раз убиваемых нами в наших играх. Худые, мрачные и, наверное, голодные. Ни у кого не хватило духа достать камешки и бросить их в этих несчастных. И ещё поразили меня, семилетнего, наши русские лаишевские женщины. Их было не очень много, но большинство из них принесли пленным продукты — хлеб, вареную картошку, огурцы, ещё что-то съедобное. Те, кто пришёл без передачи, побежали домой, чтобы тоже что-то передать пленным. Конвоиры не мешали передачам, а немцы брали свёртки и благодарили на своём языке или «спасибом» с акцентом и улыбками. Не знаю, были ли среди этих женщин получившие «похоронки». Наверняка, были те, кто получил извещения о пропаже «без вести» (была такая страшная формулировка). Наверное, надеялись, что и их сыновьям или мужьям тоже кто-то подаст кусок хлеба.

Для меня это было первым уроком о неимоверной сложности переплетений судеб, интересов и устремлений всех участников войн, доставшихся нам в наследство.

 

Как принять участие в проекте «Защитники Отечества»

— Прислать информацию о родственниках — участниках Великой Отечественной войны и СВО на электронный адрес novayakama@yandex.ru или на ватсап на номер 8-962-55-14-888 с пометкой «Защитники Отечества».

— В письме указать контактный телефон.

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: дети войны Проект "Защитники Отечества" Год Защитника Отечества и 80-летия Победы