Нина Романова: От «Лаишевских вестей» до «Камской нови», часть 12
«Камская новь»: Здесь работали ответственные. Здесь случались казусы. Здесь рождалась история.
Бывали и казусы
Доклады с пленумов и конференций райкома КПСС редакция печатала в сокращенном виде. Всегда было нужно быстрее, оперативнее. Наш бывший редактор Н.И. Шурыгин вернулся в Лаишево из Воткинска и работал завпарткомиссией райкома КПСС. По просьбе редактора он дал доклад в редакцию заранее. У нас его перепечатали, отредактировали. Позвонил Николай Иванович и попросил его быстро вернуть ему, т.к. приехал куратор, которому срочно, до открытия в этот день пленума, надо ознакомиться с докладом. Анастасия Михайловна попросила молодую, недавно работающую в редакции корреспондента Резеду Шириязданову как можно быстрее отнести доклад Николаю Ивановичу.
Была зима, ночной снег завалил все дороги. Но Резеда быстро пришла и сказала, что отдала Николаю Ивановичу. Вдруг из своего кабинета к Резеде подходит Анастасия Михайловна и говорит, что звонит Николай Иванович и спрашивает, почему не несете доклад. Резеда ответила, что отдала Николаю Ивановичу. «Какому?» — недоумевает редактор. «Николаю Ивановичу, в райпо». «Бери доклад в райпо и быстро неси в райком КПСС», — приказывает Анастасия Михайловна.
Как мы потом узнали, когда Резеда пришла второй раз, за докладом в райпо (оно было недалеко от редакции), Устинов ушел уже на обед, закрыв доклад в сейф. Резеда знала, где он живет — были соседями и знала только одного Николая Ивановича — его. По непроторенной дороге Резеда побежала туда. Потом вместе — в райпо, а потом уж в райком партии, где у входа ждал, можно понять в каком состоянии, Николай Иванович Шурыгин.
Сюжет может показаться смешным, но в тот момент всем действующим лицам было не до смеха.
Надежный и ответственный
Когда Анастасия Михайловна стала редактором, то на вакантное место заместителя некоторое время не могли найти нужного человека. Потом она предложила комсомольского активиста Ильдуса Ильясовича Аминова.
Требовался надежный и ответственный сотрудник. Немаловажную роль сыграло и то, что его мать, Миннебика Ибатулловна, многие годы редактировала «Камскую новь». «Подскажет, если потребуется», — решило начальство.
В редакцию он пришел, на первый взгляд, случайно. Хотя в школе легко и свободно писал сочинения, но гуманитарием не был. Окончил биолого-почвенный факультет КГУ. Поработав в Казани, вернулся в Лаишево, устроившись по своей специальности в районное производственное объединение «Полив».
Но от судьбы не уйдешь. После первых публикаций стало ясно: выбор оказался верным. Аминов часто ездил в командировки по району, много писал — о людях, о том, что требовала жизнь 80-х годов.
Многие критические материалы готовил с тщательным расследованием, а их публикация требовала от автора мужества и смелости. Также мог быстро перевести статью с татарского языка, литературно отшлифовав. Участвовал в общественной жизни района, находил время читать. Ответственный и безотказный, честный и скромный, быстро завоевал доверие читателей газеты, легко влился в редакционный коллектив. Был первым на субботниках.
Вспоминается новогодний детский праздник, когда его нарядили Дедом Морозом. Его маленький сын Дамир, узнав знакомый голос, никак не мог понять, где отец, и закатил такой рев, что никто не мог его успокоить. Пришлось отцу разоблачаться и самому успокаивать сына.
Трагический укус пчелы
Хорошо вспоминать радостные события, но нельзя забыть и другие — трагические. Жарким летним днем Ильдус Ильясович с фотокором Александром Жарахиным на нашем ГАЗике с шофером Владимиром Макаровым поехали в Именьково. Все как обычно.
Я была в своем кабинете. Через какое-то время слышу, как кто-то стремительно забежал к редактору. Это насторожило. Пошла узнать — в чем дело. У редактора стоял Ильдус Ильясович. На нем, как говорят, лица не было. Аж побелел.
Оказывается, сделав дела, выехали из Именьково, остановились передохнуть от жары в тенечке деревьев. Вышли на несколько минут. И опять садились в машину. Водитель, дядя Володя, как его звали, тоже сел за руль — вдруг ему стало плохо, и он стал падать.
Сначала не поняли, в чем дело, вынесли его из машины. Ему становилось все хуже. Увидели на водительском сиденье пчелу, которая ужалила его в спину.
Макарова положили на заднее сиденье, Жарахин всю дорогу держал руку на его пульсе, который прощупывался. А Ильдус Ильясович гнал машину на полной скорости в Лаишево, в больницу. Выбежали на зов медсестра со шприцом, врач. Но пульса уже не было.
Макаров знал и говорил о том, что укус пчелы для него смертелен, но не увидел на спинке сиденья насекомое.
Мы все были в шоке, сильно переживали. С болью и скорбью провожали в последний путь Владимира Макарова всем коллективом.
С молодым энтузиазмом
В середине 80-х годов окончил учебу на факультете журналистики КГУ Сергей Козин, женился на однокурснице Маргарите Калачян. Молодые журналисты приехали в Лаишево — в «Камскую новь». Анастасия Михайловна отхлопотала им маленькую комнату, позже им предоставили двухкомнатную квартиру в районе СМУ. Они с энтузиазмом принялись за работу, внесли свежую струю на страницы газеты и в жизнь редакции. Сергей писал и фотографировал. Маргарите удавались аналитические статьи.
В 1985 году, к 65-летию газеты, редакция совместно с поддержавшими идею селькорами, юнкорами на сцене РДК поставили своими силами концерт — творческий отчет редакции. Все, кто мог, показали свои таланты. Выступали и активные рабселькоры. Запомнился и дуэт Козиных: Маргарита пела, Сергей аккомпанировал на гитаре.
Поработав несколько лет, Маргарита поехала на родину, в Казахстан. Поехал с ней и Сергей, но вернулся один на свою родину. Позже он женился на учительнице русского языка и литературы Марине Ивановне, тоже из Казахстана. Она оказалась человеком деятельным, активным. Много писала, составляла кроссворды для газеты.
Продолжение следует.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев