Отличие экспертизы от проверки качества товара
Абсолютное большинство потребителей, обратившись с некачественным товаром в магазин, получают ответ, что для начала необходимо провести проверку качества и экспертизу товара.
Фото М. Павловой
С данными определениями нам поможет разобраться начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Казанского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан Шагидуллин Марсель Тальгатович.
Марсель Тальгатович, какие основания и цели проведения проверки качества, и кто имеет право её провести?
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1192 № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон) установлено, что при обращении потребителя с товаром ненадлежащего качества, продавец имеет право провести проверку качества.
Проверкой качества устанавливается наличие недостатка (ов), определяются причины их возникновения и характер (производственный или по вине потребителя).
Продавец может провести проверку качества товара своими силами (штатными сотрудниками торговой организации) или с привлечением сторонних специалистов (организаций), например из сервисных центров.
В ряде случаев продавцы заявляют, что провести проверку качества может только авторизированный сервисный центр. Это мнение является ошибочным - в силу закона и наличия договорных отношений с изготовителем авторизированные СЦ занимаются только ремонтом. Проверку качества может произвести любое лицо, являющееся специалистом в соответствующей области. Право выбора специалиста принадлежит исключительно продавцу!
А какие основания и цели проведения экспертизы товара?
Экспертизу целесообразно проводить при совокупности следующих условий:
- проверка качества товара уже была продавцом произведена;
- потребитель не согласен с причинами возникновения недостатка, установленными проверкой качества;
- потребитель требует проведения экспертизы.
Если отсутствует хотя бы одно из вышеуказанных условий, то оснований для проведения экспертизы нет, т.к. она проводится с целью окончательно разрешить спор о причинах возникновения недостатка между потребителем и продавцом.
Кем должна оплачивается проверка качества и экспертиза.
Закон не устанавливает каких-либо обязательств для потребителя по оплате проверки качества. И это абсолютно правильно, поскольку проверка качества это право продавца. Кроме того, продавец является профессиональным участником торговых отношений и должен разбираться в реализуемом товаре, включая определение причин возникновения в нем недостатков.
Если с вас требуют оплату за проверку качества, заключение которой не в вашу пользу, это незаконно.
Другое дело – экспертиза. Согласно статье 18 Закона если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. В ином случае, экспертизу оплачивает продавец.
Марсель Тальгатович, а возможно ли присутствие потребителя при проведении данных процедур?
В силу действующего законодательства потребитель вправе участвовать в проведении проверки качества и присутствовать при проведении экспертизы.
Главным здесь является факт того, что потребитель должен заявить об этом продавцу, и желательно – только в письменной форме.
Какие сроки проведения проверки качества и экспертизы?
Проверка качества и экспертиза проводится в сроки, установленные законом для удовлетворения заявленного потребителем требования.
К примеру: если было заявлено требование о замене некачественного товара, то проверка качества и экспертиза должны быть проведены в срок не более 7 дней (если необходимо дополнительная проверка качества – до 20 дней);
если потребитель заявил требование о возврате уплаченной за товар суммы, (либо об уменьшении покупной цены) то проверка качества и экспертиза должны быть проведены в течении 10 дней.
если потребитель заявил требование о безвозмездном устранении недостатков (иными словами – ремонт), то проверка качества и экспертиза должны быть проведены в согласованный с потребителем срок, но не более чем 45 дней.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить у специалистов Казанского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан по адресу: г.Казань, ул.Хади Такташа, д.94, тел. (8-843) 277-94-96 как на личном приеме, так и по телефону.
Казанский территориальный орган Госалкогольиснпекции РТ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев