Защита прав потребителей и брокерские услуги
Действие Закона о защите прав потребителей не применяется к отношениям по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами.
Иметь возможность дополнительного заработка – мечта любого человека. Акции, дивиденды, брокерские услуги… Существует многообразие вариантов для этого, однако каждый из них – четко регламентируется законом. Возникает актуальный вопрос, какие отношения связывают потребителя брокерских услуг? Какой буквой закона регламентируется данная деятельность, и какие права и обязанности есть у сторон, связавших себя «узами договора брокерского обслуживания?»
На основании выводов, сделанных Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ можно смело говорить о том, что действие Закона о защите прав потребителей не применяется к отношениям по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 18-КГ17-78). Указанное обстоятельство аргументировано тем, что гражданин признается потребителем при условии, что товары (работы, услуги) приобретаются им исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательством.
Однако деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, имеет рисковый характер. Поэтому ее нельзя считать направленной на удовлетворение личных (бытовых) нужд.
Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Таким образом, обязательным условием признания гражданина потребителем является приобретение таким гражданином товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рынке ценных бумаг брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счёт клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Ввиду рискового характера деятельности по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, такая деятельность не может быть признана деятельностью, направленной на удовлетворение личных (бытовых) нужд.
Таким образом, можно сделать заключение, что позиция Верховного Суда РФ сводится к тому, что заключая договор брокерских услуг, необходимо читать все его условия, при этом уделив особое внимание всем его условиям, а также правилам и рискам, а подписав договор, исполнять его не только при получении прибыли, но и убытках.
Казанский территориальный орган Госалокгольинспекции РТ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев