Столетие Екатерины Дорониной — это книга, написанная сердцем и судьбой
В этом году, 20 ноября, исполняется 100 лет Екатерине Васильевне Дорониной — вдове участника Великой Отечественной войны, жительнице села Карадули Лаишевского района.
Екатерина Васильевна прошла через суровые испытания: сиротство в детстве, тяжелые годы войны, потерю близких.
На фото: Глава Лаишевского района Ильдус Зарипов поздравил Екатерину Васильевну с Днем Победы. Вручил старейшей жительнице района медаль «100 лет ТАССР»

В редакцию пришло письмо от Татьяны Космачевой:
«Моя бабушка, вдова участника Великой Отечественной войны Доронина Екатерина Васильевна, проживает в с. Карадули Лаишевского района. В этом году 20 ноября ей исполнится 100 лет.
Она часто жаловалась на боли в ногах, ей должны были делать операцию. Но благодаря местному фельдшеру Галине Фоминой удалось избежать хирургического вмешательства. Наша семья благодарна Галине Владимировне за ее профессионализм и внимание к пожилому человеку.
С уважением, Татьяна Космачева — внучка Дорониной Екатерины Васильевны».
Благодарность местному фельдшеру мы опубликовали в газете, а на сайте хотим вспомнить о Екатерине Васильевне, о которой уже не раз рассказывали.
На фото: Татьяна Космачева и ее двоюродный брат рядом с бабушкой.

Сто лет... В этот огромный период жизни многочисленные изменения произошли в нашей стране: индустриализация, коллективизация, Великая Отечественная война, выход страны из послевоенной разрухи и многое другое.
Как жили в то время, о чем думали, о чем мечтали — в воспоминании Дорониной Екатерины Васильевны:
«Отца своего я не помню, потому что он бросил нас, когда я была маленькой: уехал в Ташкент...
Мы жили втроём — мама, я и младшая сестра. Через несколько лет случилось несчастье: сестра заболела и умерла. Раньше ведь не было таких больниц, врачей как сейчас. Потом не стало мамы. Я осталась совсем одна.
У меня была подруга. Мы с ней окончили семилетку и поехали работать в Казань на завод. Нас поселили в общежитии завода № 16.
В июне 1941 года в нашу жизнь ворвалась война. Когда в Ленинграде начались бомбёжки, в Казань привезли эвакуированных. Двести человек разместили в этом общежитии, а нас отпустили домой. Я могла остаться в городе, но меня тянуло домой, в родные края.
Домой мы пошли пешком, шли всю ночь. Наше село ведь очень красивое, расположено у реки Мёша, да и люди у нас хорошие были.
Почти все мужчины ушли на фронт. Молодёжь отправили рыть окопы. Я была маленького роста и казалась моложе своих лет, поэтому меня оставили работать на почте.
Всю войну я разносила письма. В каждой семье ждали известий от своих родных и любимых.
Утром шла на работу и очень боялась, что придут плохие известия. Сельчане с тревогой ждали моего прихода.
Был случай, пришла похоронка на соседа. Я несла ее с тяжелым чувством, не зная, как отдать. Как выяснилось позже, похоронка пришла ошибочно, и по окончании войны сосед вернулся домой. Он прожил до глубокой старости.
Во время войны с едой было туго. Весь колхозный урожай отправляли на нужды фронта. Чтобы выжить, мы собирали коневник (конский щавель) и листья липы. Я смогла запасти на зиму целый мешок. Бывало, придешь за травой, а ее уже нет. Кто-то уже собрал. Весной мы ходили по колхозным полям и собирали промерзшую картошку. Ее сушили, толкли, смешивали с травой и пекли лепешки.
Мы очень радовались, когда из Казани привозили хлеб. С трех часов ночи шли занимать очередь. На обратном пути, не в силах совладать с чувством голода, съедали половину полученного. Бывали случаи, когда у нас отнимали хлеб, хлебные карточки.
В то время у нас в селе храм большой был, красивый, мы всегда на службе были, причащались, народу всегда много было, особенно в престольные праздники: на Вознесение, в Рождество Богородицы, приходили со всей округи. В 1937 году храм разделили на две части, в одной поставили сушилку, устроили зернохранилище, в другой еще проходили богослужения.
Во время войны, помню, колокола снимали, много народу собралось, всем сказали, что колокола пойдут на переплавку, на оружие для фронта. Когда у меня родились дети, мы их здесь в храме крестили. Потом храм закрыли, иконы все растащили.
В начале 1960-х, зернохранилище ликвидировали, храм постепенно стали разбирать на кирпич.
И вот 9 мая 1945 года. По громкоговорителю объявили об окончании войны. Все обнимались, плакали от радости».

После войны Екатерина Васильевна вышла замуж за участника Великой Отечественной войны — учителя Карадульской школы Доронина Фёдора Ивановича. Создали крепкую, счастливую семью.

В семье родилось пятеро детей. К сожалению, двух дочерей уже нет. Первая Лидия умерла в пятилетнем возрасте. Таким же именем назвали и младшую дочь, которой, к сожалению, как и сына Анатолия, тоже сейчас нет... Сын Александр проживает с бабушкой в Карадули. Сын Николай с женой Светланой обосновался в соседнем селе — в Нармонке. После смерти жены он остался один....

У внучек Татьяны и Екатерины тоже свои семьи. Они каждый день приезжают, привозят продукты. Несмотря на свой возраст, Екатерина Васильевна старается не сидеть на месте, а двигается, выполняет работу по дому.
Соседи любят посидеть вместе с Екатериной Васильевной, поговорить, вспомнить свою молодость.

«В нашем селе все знают друг друга и всегда готовы помочь. Идя по улице, все друг с другом здороваются, обсуждают последние новости. Зимой больно не выйдешь на улицу, а вот летом сидим на лавочке: то песни поем, то плачем, вспоминая прошлое», — рассказала Екатерина Васильевна.
А сейчас у неё 6 внуков, 9 правнуков и два праправнука. Вот как от одного корня сколько веточек пошло!
За доблестный труд Екатерина Васильевна была награждена медалями, почетными грамотами, значками.

История Екатерины Васильевны — пример стойкости и оптимизма, который вдохновляет жителей Лаишевского района и всей республики Татарстан.
Вот такие люди живут на Лаишевской земле. И мы гордимся ими. Гордимся нашими земляками, чей жизненный путь — живая летопись нашей страны.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев