Воспоминания ветерана: Сегодня, 10 ноября, День сотрудника органов внутренних дел
Публикуем воспоминания Александра Карсалова, работавшего в 60-70-е годы прошлого века в РОВД Лаишевского района — сначала в ГАИ, потом в уголовном розыске. Он рассказывает о взятках в ГАИ; розыске машин, скрывшихся с места ДТП; о невесте, которую пришлось вытаскивать из кювета, и о многом другом.
На фото: Александру Карсалову (справа) от отдела РОВД Алексеевского района вручают подарок в день его 90-летия.
Я перешел в милицию из Лаишевской средней школы в 1964 году на должность инспектора ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних) по приглашению бывшего начальника РОВД Лаишевского района Хамидуллина. Он был очень эрудированный, грамотный, вежливый, спокойный. Потом меня перевели инспектором дорнадзора.
Месяц ходил в гражданской одежде. После месячных сборов прошел аттестацию. Обслуживал Оренбургский тракт от Матюшино до границы с Рыбно-Слободским районом.
В Лаишеве тогда было всего два работника ГАИ: госавтоинспектор и инспектор дорнадзора. Транспорта не было, на все ДТП выезжали на попутных машинах. Из технических средств имел два фотоаппарата.
Основное внимание в то время обращали на техническое состояние транспорта и на борьбу с пьянством. Освидетельствование на степень опьянении проводили в больнице. Если не было возможности доставить водителя в больницу, составляли протокол в присутствии двух понятых на предмет алкогольного опьянения водителя. В то время это имело законную силу.
Раньше о взятках в ГАИ никогда не говорили, не писали, потому что такого не было. А если случалось, то это было ЧП. Слышали, что такое на юге практиковалось, а у нас даже понятия такого не было — ни у работников ГАИ, ни у водителей.
Была попытка мне дать взятку. Однажды в Сокурах задержали машину для досмотра. В кузове был груз — огурцы, которые из Казани везли в Бугульму. У водителя не оказалось водительских документов. Он пояснил, что забыл их в гостинице, где ночевал. Я ему предложил съездить за документами, а машину поставить во двор милиции: когда права привезет водительские права, тогда и машину заберет. Никаких протоколов на него не составляли. За руль его машины посадил работника дорнадзора. Тут владелец груза начал меня упрашивать оставить машину на дороге, несмотря на мои объяснения, что никто наказан не будет. Я уже хотел уходить, но он протянул руку для рукопожатия. Почувствовал, что у меня в ладони купюра. Это была взятка в 25 рублей — по тем временам довольно солидная. В его понятии это была как благодарность, что не составлен протокол. Я показал эту купюру пассажирам и гражданам, что оказались в это время на дороге. Был вынужден составить на хозяина груза протокол. Машину поставили на стоянку в отделе милиции. Позже выяснилось, что ранее он уже был судим за дачу взятки. Это был единственный случай, который произошел со мной и который мне был известен за время моей работы.
Аварийность была относительно высока. Раз возвращался с линии. В пятницу это было. Смотрю, на крутом повороте недалеко от леса машин полно остановилось: это свадебный кортеж из Казани направлялся в Лаишево на регистрацию брака. Подъезжаю — в кювете в воде машина стоит. Там тина, грязь — накануне дождь был.
В жигулях, сгорбившись, на сиденье стоят жених с невестой, шофер-женщина и пассажирка. Троса нет ни у кого. Остановил редакционную машину ГАЗ 69, у нее был трос и машину вытащили. Я спрашиваю права у водителя. А они новенькие — получила ровно за день до поездки. Подошел мужчина: «Это моя жена. Я сам дальнобойщик, выпил... Вот и посадил жену». Я ему говорю: «Садись за руль — в ЗАГС и обратно. Ты даже выпивший доведешь машину лучше, чем жена. А то она еще один кювет найдет».
Из Малой Елги водитель выехал на неисправленной машине. После Егорьева — Смолдеяровский овраг. Там гнали гурт коров через мост, а он узкий, и коровы сгрудились. И надо же было так случиться, что у машины отказали тормоза. Она и влетел в стадо, покалечил четыре коровы. На место ДТП приехал председатель-орденоносец. Без лишних разговоров мясо разделали, увезли в столовую. Тут же на месте все и решили.
Редкую ночь не выезжал на трассу. Машины иногда скрывались с места происшествия.
Однажды водитель покинул место ДТП. Дорога, где произошла авария, поворачивала на совхоз, потом уходила в лес. Но накануне выпал снежок, вот по следу пошли за ней. А дорогу до этого расчистили бульдозером на делянку, а дальше-то пути не было. Вот водителю и пришлось развернуть машину, чтобы повернуть обратно. Разворачиваясь, он ее в сугроб уткнул, приложился госномерами. Получилось их зеркальное отражение. Это и помогло быстро найти виновного.
Окончание читйте ЗДЕСЬ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев