Как деревенский парнишка Арктику покорил
В августе 1977 года ледокол «Арктика» совершил беспримерный переход по сложному маршруту Мурманск - Северный полюс - Мурманск. Впервые Северный полюс был достигнут водным путем.. На это ушло 13 суток, во время которых выверялась надежность техники и умение людей действовать в экстремальных условиях Северного Ледовитого океана. Ранее подобное не удавалось...
Задирая нос кверху, а потом, ухая вниз всей своей многотонной массой, ледокол наваливался на паковый лед, со скрипом наезжал на белоснежные глыбы. Создавалось фантастическое впечатление полета атомохода по скользкому льду. Чем прочнее он был, тем большая часть судна должна была вползти на ледяное поле, чтобы разрушить монолитные пласты. В наиболее мощных льдах передвижение атомохода напоминало качели: взад-вперед, взад-вперед.
Ледовая обстановка требовала от экипажа высокой профессиональности и слаженности. Атомоход с успехом прошел тяжелые многолетние льды толщиной в три и более метров, испытал и заклинивание.
Студеное море, как называли на Руси Ледовитый океан, покорилось участникам похода, в числе которых был и старший мастер атомной паропроизводительной установки Фидус Асхадуллин.
Семь лет назад он обосновался в небольшом городке Лаишево, что раскинулось на берегу Куйбышевского водохранилища, в 60-ти километрах от столицы Татарстана. Добротный дом, ухоженный огород, дети, внуки… Здесь мало что напоминает о том легендарном экспериментальном рейсе, за заслуги в подготовке осуществлении которого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 года Фидусу Фаизовичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Родители Фидуса - потомственные крестьяне, жившие небогато, но в достатке. Родился будущий орденоносец в Башкирии, в деревне Чулпан Янаульского района 12 декабря 1941 года. А в это время его отец сражался на заснеженных полях Великой Отечественной войны. Сына солдат так и не увидел - погиб под Тулой в начале 1942 года…
Словно косой прошлась война по домам односельчан: то в одном, то в другом конце села раздавались причитания женщин, получавших похоронки на мужей, братьев, сыновей…
-У моей бабушки с фронта не вернулись оба сына - один погиб, другой пропал без вести. Мать боялась бабушке говорить о похоронках, старалась ее как-то подготовить к такому известию. Да разве к смерти сыновей можно подготовиться? - рассуждает Фидус Фаизович. - Сам-то я был еще мал, многое не помню. Мать и бабушка мне об этом уже после войны рассказывали. А вот как голодали, как в поле колоски собирали - это крепко в память врезалось.
Комбайнов в колхозе тогда не было, косили вручную. Мужчины все на войне, и с ЧТЗ - это марки тракторов - тогда управлялись женщины. Мать работала от зари до заката, за детьми присматривала бабушка. Хоть и маленький был Фидус, поблажек ему не делали. Пропалывал огород, присматривал за гусями, окучивал и копал картошку. С продуктами в годы войны было тяжело. Кусок черного хлеба - и тот считался лакомством. Без коровы пришлось бы тяжко.
Семья Асхадуллиных жила на железнодорожном разъезде. Мимо проходили эшелоны, увозящие раненых в тыловые госпитали. Солдаты, перебинтованные стиранными-перестиранными бинтами, выходили на остановках поразмять ноги. А кто не мог передвигаться, с любопытством посматривал из окон вагонов на перрон и людей, с тоской и надеждой высматривающих среди них своих, родных и близких мужчин. Встречала поезда и бабушка Фидуса, которая долгие годы и после окончания войны надеялась хоть что-то узнать о безвести пропавшем сыне…
- Я помню пришедших с войны солдат, как они сидели на лавочках в белых кальсонах и в валенках. Как они постепенно умирали…
Юность Фидуса Асхадуллина прошла в Янауле. Окончил школу и в 1960 году был призван в армию. Кто знает, почему призывная комиссия решила направить деревенского парнишку на службу в военно-морской флот. Но, так или иначе, он оказался на Северном флоте, на атомной подводной лодке, где прослужил четыре года и три месяца. С сентября по май прошел обучение в учебном отряде, а потом получил направление на подводную лодку. Замкнутое пространство, сложная техника - все было в новинку.
Не каждому приходится пересекать экватор. А Фидусу Фаизовичу довелось испробовать соленой экваторской водички.
- В автономки с нами ходил - вице-адмирал Георгий Никитич Холостяков, - с гордостью произнесит имя Героя Советского Союза Фидус Фаизович. - Это известный человек. Три Ордена Ленина, три Ордена Красного Знамени и еще множество других боевых орденов украшали его парадный китель.
На подлодке тогда служило около 80 человек. Деревенскому юноше, море видавшему только на картинке, было сложно привыкнуть к новой обстановке. Однако ему везло на хороших людей. Жили, как одна семья. О дедовщине тогда и не слышали. Четыре года Ф. Асхадуллин отслужил моряком-подводником, зарекомендовала себя неплохим специалистом. У него сложилось твердое мнение: чтобы понять лодку, надо служить не меньше трех лет. А по-хорошему, чтобы стать спецом - требуется лет пять.
После демобилизации вернулся домой. Решил уже на работу устраиваться, но друг позвал в Мурманск. Здесь друзья были приняты на знаменитый атомный ледокол «Ленин», где Асхадуллин занял должность машиниста второго класса. Он привык делать дело так, чтобы потом не краснеть за свою работу. А тут - сложная техника, огромная ответственность. Поэтому юноша стал приобретать специальную литературу и тщательно, с карандашом в руках, ее изучать.
- Если ты даже институт закончил, это не значит, что сразу стал специалистом. Большую роль играет самообразование. Самое сложное - пережить будни, когда приходится иной раз и в грязи жить. Но нужно делать повседневную работу, и делать ее хорошо. А праздники - это эйфория, - уверен Фидус Асхадуллин.
В замкнутом круге нужно было уметь общаться. Не все люди такие сладкие и хорошие. Бывало, что где-то говорил резко, где-то уступал. Он всегда придерживался принципа «не навредить другим».
Фидус и жену выбрал себе под стать. Увидел на танцплощадке Нурзиган, сердце екнуло - и не ошиблось. За долгие годы между ними не было ни ссор, ни конфликтов. Уходил в рейс на полгода, переживал за семью - сотовых телефонов тогда не было. А дома один за другим появлялись малыши. Дочь, сын, потом двойняшки. Но она никогда не жаловалась, не корила «ты опять в море уходишь, я одна с детьми остаюсь». Возвращался моряк домой - радости его не было предела. Он детей не спускал с рук, все заботы о них брал на себя. Полгода на суше пролетали быстро. И снова - морские будни.
Опыт, большой багаж знаний, ответственность, самодисциплина, умение организовать людей, отзывчивость - это были те критерии, по которым отбирали членов экипажа на «Арктику». В конце 1972 года группу специалистов с ледокола «Ленин» командировали в Ленинград. Там Фидус Асхадуллин принял участие в испытании нового атомного ледокола "Арктика". В 1977 году начали срочно готовиться к походу на Северный полюс: стало известно, что туда же направляется американское судно. Американцы решили нас опередить. А Советский Союз, считавшейся тогда великой державой, первым покоривший космос, не мог допустить такого. Вопрос первенства покорения Севера приобретал политическую окраску.
Готовились тщательно, ведь никто не мог дать гарантию удачного исхода экспериментального похода. На борт погрузили запас питания на восемь месяцев и необходимое оборудование - от газовых горелок и песка до бульдозера и вертолета МИ-2.
На борту 170 человек экипажа, 36 человек из состава экспедиции. 9 августа 1977 года атомоход снялся с якоря и взял курс на Северный полюс. Начался высокоширотный рейс «Арктики».
Ледокол следовал через Карское море в море Лаптевых. На 130 меридиане судно повернуло на север и придерживалась этого направления до подхода к Северному полюсу.
Фидус Фаизович, как и все члены экипажа, понимал, какой груз ответственности ложится и на их плечи. Атомоход был насыщен огромным количеством агрегатов: больше сотни насосов, пять дизелей. А сколько систем! Охлаждения ядерного реактора и пожаротушения, масленые и топливные системы, водопроводы, туалеты, вентиляция... Главные турбины мощностью под 35 тысяч лошадиных сил тоже надо было охлаждать.
- Сотни тысяч клапанов! И нужно было знать, какие где стоят, а в случае поломки или аварии в любое время найти и ликвидировать неисправность, - Фидус Фаизович оживился, словно вновь оказался на «Арктике»
Работали далеко не в тепличных условиях. Однажды Ф. Асхадуллину пришлось на морозе ремонтировать редуктор антенны. Об этом моряк рассказывает с юмором, явно не желая выставлять себя в героическом свете: «Да, это главный механик хоккей хотел посмотреть». И ни слова о том, как на 40-градусном морозе каждое прикосновение к холодному металлу было равносильно ожогу.
Члены экспедиции с нетерпением ожидали того волнующего момента, когда судно приблизится к намеченной цели. О том, как происходила высадка на «макушку планеты», написано немало. Все участники этого рейса были награждены государственными наградами. Пятеро стали Героями Социалистического Труда, в том числе, старший мастер атомной паропроизводительной установки Асхадуллин Фидус Фаизович.
На вопрос «Почему именно он был отмечен за ледовый поход», Фидус Фаизович откровенно ответил:
- Почему подали мои документы на награждение, не знаю. Я не был ни членом партии, ни активистом. Там были и партийные, и более заслуженные. Успех экспедиции - не только моя заслуга. Тогда же отметили весь коллектив - всех, кто проектировал, кто планировал, кто в рейсе участвовал.
Так или иначе, но в 36 лет к нему пришла слава. Его приглашают в школу на встречу с молодежью, в его честь названа центральная улица в деревне Старый Куюк, о нем много пишут в газетах.
-Командиры у нас были толковые. Я особенно восхищался главным механиком Олегом Георгиевичем Пашниным и капитаном Хласбастовым. Считаю их эталоном командного состава. Нас особо не хвалили, а если подсказывали, то делали это тактично. Это были мудрые люди, технически грамотные. Я всегда смотрел на них с восхищением. Не раз убеждался - чем грамотнее человек, тем легче с ним общаться. Самомнения и критиканства больше у тех, кто мало разбирается в деле.
В общей сложности опытный моряк наработал 45 лет «атомного» стажа. После выхода на заслуженный отпуск еще 15 лет, вплоть до 2006 года, работал на флоте. А потом уехал в Лаишево. Место было выбрано не случайно: его жена из Лаишевского района, родом из Курманакова.
Первое время, месяца три, его тянуло на работу. Потом в один прекрасный день он проснулся и подумал: «И чего переживаю? Теперь не надо ни людей на место ставить, ни спешить никуда не нужно».
Сейчас Фидус Фаизович отдыхает душой и телом. Дети, внуки, лес, огород, изредка рыбалка. Дел хватает. Он не сидит дома, находится в постоянном движении.
-Я доволен жизнью, и женой, и детьми. Мне всегда везло на хороших людей.
Ф. Асхадуллин, как человек, реально смотрящий на вещи, привык здраво оценивать ситуацию. На все происходящее имеет свою точку зрения. При встрече мы разговаривали с ним на самые разные темы: Великая Отечественная война, Перестройка, служба в армии, экономика Татарстана…
-Перестройка? Я не понимаю этого. Бардак был. Порядка не видел. Социального равенства нет, и никогда не будет. Но какие-то правила игры должны существовать.
-А как Вы относитесь к Сталину? Может быть, вернуться к политике сталинизма?, - задала я провокационный вопрос. В ответ - бурная реакция.
-Вы что?! Сума сошли?! Порядок силой не наведешь. Нужно законы соблюдать. Да, сейчас у людей нет уверенности в будущем. Но в последние годы стало намного лучше, есть видимость порядка. В Татарстане, честно скажу, жизнь лучше, чем в других регионах. Выезжаешь, например, в Ульяновск, дороги уже не те. Даже в Самаре поля соснами заросли. Такого вопиющего безобразия в Татарстане нет, потому что здесь сильная власть.
Фидус Фаизович с восторгом отзывался и о Татарстане, и о Лаишевском районе.
-Лаишево в последние годы стал райским краем. Кругом лес, Кама рядом, чистота. - Потом улыбнулся и пошутил. - Одно плохо: казанских много приезжает.
Наш разговор переключился на тему Великой Отечественной войны. Я решила провести аналогию с современностью.
-Как Вы думаете, наша молодежь сможет отстоять Россию, если случится нечто подобное?
-Я понимаю расхлябанность молодых людей. Но когда прижмет, они встанут на защиту страны. Современная молодежь сумеет выстоять, все-таки у нас крепкие корни. Полностью разложить ее не смогут. Патриотизм - это, прежде всего, любовь к своей семье, земле. Те, кто раздувает межнациональные конфликты - не патриоты. Они, мягко говоря, неумные люди. Кто работает, тому не до митингов. Дай Бог всем уверенности в завтрашнем дне.
На этой оптимистичной ноте наш разговор закончился. Человек, имеющий такую богатую биографию, оказался на удивление доступен, скромен. Он не кичился своими наградами, героическими походами. Всю жизнь Фидус Фаизович честно и добросовестно выполнял свое дело, как и подобает настоящему мужчине.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев