Пролетели 60 с лишним лет после великой Победы. Выросли новые поколения, для которых Отечественная война кажется чем-то очень далеким. Тем ценнее воспоминания живых очевидцев, вынесших на своих плечах тяготы военного времени.
Рассказывая о своем военном детстве, вспоминая родителей, Анна Павловна не может сдержать слез. В памяти всплывают события, которые заставляют вновь пережить то время, оставившее глубокий след. А.П.Силантьева, живущая сейчас в Среднем Девятово, бережно хранит чудом сохранившуюся вырезку из фронтовой газеты "Салют, победа!", в которой говорится о ее отце - младшем лейтенанте Павле Капитоновиче Чернышове.
В семье Чернышовых было пятеро детей. Глава семьи - коренастый, крепкий кузнец - любил охоту, рыбалку, души не чаял в своих ребятишках.
Как отец уходил на фронт, она не помнит - ей было тогда всего пять лет. Малышка еще не понимала, что видит его последний раз, что через много-много лет, напрягая память, будет пытаться оживить образ родного и близкого человека.
Павел Чернышов был призван на фронт в 1941 году, направлен в разведку. В феврале 1942-го принимал участие в боях за поселок Скит, что находится в Новгородской области. Об этом образно писала фронтовая газета. В том бою наш земляк погиб и вместе с боевыми товарищами был похоронен в братской могиле… Вместе с похоронкой в дом Чернышовых пришла и вырезка из той газеты.
Бережно поглаживая пожелтевший листочек - единственное напоминание, оставшееся от отца, Анна Павловна неспешно перебирает в памяти события тех далеких военных и послевоенных лет: "Голодовали тогда. Младшая полуторогодовалая сестренка не выжила - умерла… Старший брат, 1930 года рождения, даже в пастухи пошел, чтобы мамке как-то помочь нас прокормить. С одеждой было очень тяжело. Она протопит баню, выстирает нашу одежонку, на каменке просушит - и снова в ней ходим. А сапоги - одна пара на все ноги. Тогда работали в колхозе с утра до ночи, без выходных. Маму и на распиловку в лес отправляли, и на стогометание, и на сортировку зерна. Она по 30 с лишним соток серпом жала - в передовиках ходила".
Ребятишки как могли помогали взрослым; даже такие малыши, как Аннушка, собирали колоски, работали на посевной. Дома хозяйничали одни, привыкая сызмальства быть самостоятельными, отвечать и за себя, и за младших братьев и сестер. Дрова для печки рубили сами. Уж как и что заготовят - это другой вопрос. Главное, что домой привезут, пусть сырые, но какие-никакие дровишки. "Спичек не было, поэтому ходили по соседям: у кого огонь есть, у того и разжигались. Учились при свете лучинок. Вместо тетрадей нередко использовали сшитые тетрадные корочки, - Анна Павловна немного задумалась и продолжила свой рассказ. - Выстругаешь палочку, перышко к ней привяжешь - вот и ручка готова. Никаких портфелей не было - школьные сумки сами шили, а то и просто учебники за пазухой носили".
Уложив ребятишек спать, мама доставала газетную вырезку, перечитывая ее вновь и вновь. И любимый человек словно оживал, как-будто не было той страшной похоронки. В сердце теплилась надежда: вдруг ошиблись, вдруг он жив…
В 1996 году была издана книга "Память", в которой собраны данные о наших земляках, погибших в 1941-1945 г.г. На странице 307 можно увидеть несколько раз фамилию Чернышовых, проживающих в довоенное время в Емельяново: Павел Капитонович, Сергей Капитонович, Пётр Константинович… На фронт в те годы уходили целыми семьями. И Чернышовы не исключение. Солдаты Победы честно выполнили воинский долг, отдав за Родину свои жизни.
Нет комментариев