Люди и судьбы. У меня все хорошо! Часть 2
«Педагоги и воспитатели были разные. Одни — хорошие, другие — не очень. Ведь дети бывают и непослушные»
Превью Людмилы Никифоровой.
Это история о Михаиле Краеве, замечательном художнике, чей потрясающий путь в профессию был нелёгким, полным событий, порой не очень радостных.
«Педагоги и воспитатели были разные. Одни — хорошие, другие — не очень. Ведь дети бывают и непослушные»
— Многие сотрудники детского дома жили в этом же поселке, а некоторые в общежитии рядом с интернатом.
Самым лучшим воспитателем у нас была Зульфия Анваровна. Когда я учился в младших классах, она чуть ли не каждый вечер перед сном пела нам какую-нибудь песенку. Зульфия Анваровна запомнилась своей добротой.
На фото: Зульфия Анваровна и Михаил Краев спустя 29 лет. 2024 год.
Когда наступало лето, кого-то из детей она брала к себе домой на пару дней на выходные, чтобы ребенок почувствовал себя как дома, в кругу семьи. Я сам не успел у нее побывать, к сожалению. До сих пор поддерживаю с ней общение, по видеосвязи разговариваем. У меня в июле был отпуск, съездил к ней в Альметьевск.
На фото: Встреча с воспитателями 29 лет спустя. Зульфия Анваровна (слева) и Роза Шамилевна (справа) рады встрече со своим воспитанником Михаилом Краевым. 2024 год.
Подарил Зульфие Анваровне ее портрет, который сам нарисовал. До этого она его не видела. Ей очень понравилось.
На фото – Портрет Зульфии Анваровны. 2024 год.
Очень мудрой женщиной была наш учитель татарского языка Наиля Мунировна. Она запоминала день рождения каждого воспитанника нашего класса. На день рождения из дома приносила нам бутерброды из ржаного хлеба и с домашним вареньем. Это были самые лучшие бутерброды, самый лучший подарок на день рождения! Она желала здоровья, счастья и любви. Тянула именинника за ушки по количеству исполненных лет. Было весело, все смеялись и радовались. Внимательная, чуткая, милая женщина. Именно она вела кружок «Юный художник». Это была моя самая любимая учительница, одна из самых лучших в моей жизни. Я ей очень благодарен. Она живет в селе Новое Каширово. Этим летом тоже навестил ее, хорошо пообщались.
На фото – Учитель татарского языка Наиля Мунировна и Михаил Краев. 2024 год.
Наиля Мунировна была рада услышать о том, что я стал художником, занимаюсь с детьми и состою в двух союзах художников. В 2019 году меня приняли в Профессиональный союз художников СНГ, а в 2022 г. — в Союз художников Республики Татарстан.
Нашим классным руководителем была жена директора Разина Шариповна. Она вела урок географии и биологии. К ее урокам я постоянно рисовал редких птиц, которые занесены в Красную книгу. Поэтому много знал о них и с легкостью отвечал на вопросы викторин на Неделе птиц.
Еще у нас был учитель физкультуры — молодой человек, который приехал из Афганистана, где тогда происходили тяжелые события. Там он получил ранение в ногу. У нас проводил уроки самообороны и карате. Однажды я тоже пришел на секцию. Но учитель отказался меня взять, посчитав слишком слабеньким для такого вида спорта. Однако у меня было такое желание стать сильным и независимым! Отступать был не намерен: взял и сел на шпагат, потом показал, что легко могу поднять ногу выше головы. Удивленный моими данными, тренер разрешил ходить на тренировки.
Это здорово помогло мне в жизни. У нас в детдоме были разные дети, были и хулиганы. Старшие ребята издевались над младшими. Это тоже у нас было, постоянно было... Сейчас сказал бы, что еще хуже, чем дедовщина в армии... Часто ночью к нам приходили старшеклассники, строили нас в линейку и по очереди избивали... Забирали сладости, которые у нас оставались, какие-то ценные вещи... Приходилось учиться постоять за себя. Поэтому уроки самообороны помогали в таких ситуациях.
— Я учу вас защищаться, — повторял нам наш учитель физкультуры. — Если кто-то из моих учеников будет первым нападать, то он и себя опозорит, и меня.
Но однажды мне пришлось ответить старшекласснику — побил его, хотя всегда старался ни с кем не ругаться. Был воспитанным мальчиком. Наверное, потому, что во мне была культурность, любовь к искусству, творчеству. Давно заметил, что художники очень спокойные люди. Мы как-то по-другому смотрим на этот мир, на людей. Стараемся ни с кем не конфликтовать.
На фото: Михаил Краев в Альметьевске. 2024 год.
В нашем классе были дружные ребята. Мы никогда не ссорились. Наоборот, помогали друг другу. Вероятно, потому, что у нас у всех была одна судьба. Хорошо понимали, где мы, почему здесь оказались. Мне очень, очень крупно повезло, что учился с такими ребятами.
В детдоме жило где-то около 10% детей с инвалидностью, в основном — отказники...
Помню слова одного учителя: «Вы здесь, потому что никому не нужны, от вас отказались, вас бросили...». Мы это понимали. Если честно, ребенку со временем это нужно понять, потому что помогает взрослеть и понимать, что он должен быть самостоятельным, научиться заботиться о себе, надеяться только на себя и не ждать, когда заберут домой...
Я ничего не ждал. Помню, как в детстве нам давали адреса, и мы писали письма родителям. Ответов не приходило никогда... Я понимал, что у меня нет никакой семьи, поэтому и оказался в детском доме. Много лет спустя выяснилось, что родители переехали в другую квартиру. А письма я писал на старый адрес, у воспитателей не было новой информации от моих родителей.
Продолжение следует.
Материалы по теме «Люди и судьбы» читайте ЗДЕСЬ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев