Новый учебный Год в Татарстане объявлен годом математики, дабы улучшить "хромающие" результаты ЕГЭ по этому предмету. В 2013 году средний балл по нему в республике составил 56,1. Не преодолели минимальный порог 4,3 % выпускников. Еще одна причина, почему в школьных программах планируется упор на изучение точных наук, - нехватка инженеров...
О важности изучения математики, ее взаимосвязи с другими науками шла речь на форуме, состоявшемся в Песчаноковалинской средней школе. Она не случайно была выбрана местом проведения тематического общения учителей математики. Это учебное заведение тесно сотрудничает с казанскими вузами, преподаватели которых ведут здесь уроки и предметные кружки.
Около 60 педагогов района обсуждали проблемы, связанные с преподаванием этого сложного, и, вместе с тем, красивого предмета.
Сам форум был организован по инициативе районного отдела образования и Казанского национального исследовательского технологического университета. Почетный гость форума - замдекана факультета довузовской подготовки КНИТУ Валентина Мамыкина. В президиуме форума - директор Информационно-методического центра Гульнур Габдуллина, директор Песчаноковалинской средней школы Нинель Мингазова, наиболее опытные педагоги школ района и преподаватели КНИТУ: профессор кафедры информатики и прикладной математики Сергей Плохотников, кандидат технических наук, доцент Валерий Чайковский, заместитель декана механического факультета Марат Вахитов.
«Математика - прикладная наука», «Без нее невозможна ни география, ни химия, ни биология, ни физика», «Математика ум в порядок приводит», «Математика - служанка физики» - не раз звучали в аудитории крылатые фразы, утверждающие верховенство «царицы всех наук». Форум обозначил проблемы математического образования и наметил пути их решения.
-Сейчас разрабатывается новая концепция математического образования. В ней должны быть определены смысл, цели и задачи «математики для всех» и математики для тех, кто выберет этот предмет и смежные области своей будущей профессией. В концепции должна идти речь и об обновлении оснащения образовательного процесса, - считает учитель столбищенской школы Галина Мигачева. - В новый цифровой век появилось много возможностей. Однако отсутствие методических служб затрудняет внедрение информационно-компьютерных технологий.
Ведущий педагог района предлагает разделить геометрию и математику на два отдельных предмета. Неплохо было бы вернуть устный экзамен по геометрии в 9-ом классе. Следующая проблема - увлечение отдельных учителей математики подготовкой к ЕГЭ в ущерб изучения программного материала. «Натаскивание» только на ЕГЭ не дает школьникам полноценного образования, необходимого для обучения в вузах. А это отрицательно отражается на подготовке высококвалифицированных кадров, ставит под удар технологическую и информационную модернизацию страны. Ведь основа всех знаний закладывается именно в школе.
Реорганизация средних школ в основные привела к следующей картине. В основных школах на изучение физико-математического цикла в 5-9 классах отводится 34 часа в неделю. Для одного педагога это много, для двух - нагрузка явно недостаточная. Поэтому оставшиеся часы математики передают учителям начальных классов или других дисциплин. Это негативно сказывается на конечном результате.
Об этих других болевых точках преподавания точных наук, о своем педагогическом опыте говорили учителя математики в свих выступлениях.
Ученик, успешно освоивший курс математики, без труда осилит как смежные дисциплины, так и любые другие науки. Участники форума предложили продумать систему организации работы с одаренными и мотивированными детьми в области математики и других технических дисциплин с привлечением ученых - преподавателей вузов. Был принят ряд других решений, направленных на повышение качества математического образования.
Казанский национальный исследовательский технологический университет выразил глубокую благодарность директору Песчаноковалинской средней школы Мингазовой Нинель за плодотворное сотрудничество. Ректор КНИТУ Герман Яковлев отметил, что благодаря ее труду решаются многие проблемы, связанные с получением образования.
В качестве примера можно привести школьный кружок «Инженерная графика», который начал работать с этого учебного. Им руководит младший научный сотрудник КХТИ Александр Сочнев. 3D-моделирование и компьютерная графика привлекают старшеклассников. Одиннадцатиклассник Марат Мухаметов продемонстрировал учителям специальную программу, которая позволяет сделать деталь объемной, рассмотреть ее под любым углом.
Программа форума была очень насыщенной. Учителя даже в неофициальной части не упускали возможность поговорить о своей любимой математике.
Концертная программа, подготовленная силами педагогов и детей, стала заключительным аккордом учительского слета. Математики уезжали домой, полные надежд на положительные изменения.
Нет комментариев