От Оренбурга до Будапешта: воспоминания о Великой Отечественной
Абдул Гиниятович Ядгаров из Габишева описывает события последних лет войны, в которых ему довелось участвовать.
Фото Марии Ильясовой
Родился я в 1926 году в Оренбургской области. Когда в 1944 году достиг призывного возраста, меня с другими ребятами отправили на обозе в Оренбургский военкомат, откуда на пассажирском поезде доехали до Сталинграда. Там нас пересадили на прямой поезд, идущий в Днепропетровск. Запомнилось, как у самого Днепропетровска мы пересели в товарные вагоны, в которых ночью через подвесной мост переправились на ту сторону Днепра.
В самом Днепропетровске нас распределили по отделениям и взводам и начали обучать работе со связью. Мы учились залезать на столбы, соединять провода, привязывать их на изоляторы... Через месяц отправили в Кривой Рог, где шли бои, затем - в Новый Буг. Помню, как мы форсировали реку Южный Буг, пешком шли через город Котовск до станции Раздельная. От этой станции поезда уходили в самые разные стороны. Расположились там, слышим - бомбардировщики гудят. Люди кричали: «Рама, рама!» (так называли немецкие бомбовозы). Мы убежали в степь. Бомбовозы долетели до станции, всю ее разбомбили. А на станции стоял поезд с пушками и танками...
Далее мы двинулись с фронтом во Львов - столицу Западной Украины. Во Львове на нас каждый день нападали бандеровцы, покоя нам не давали. Дней через 15 двинулись к Польше, потом через Польшу к Румынии... Месяцами шли пешком. Все кругом было разбито, разбомблено, особенно в городах. Дошли до Венгрии. Помню город Ньиредьхаза - там был ужасный бой. После него поехали в сторону Будапешта. Форсировали Дунай, но противник стоял насмерть, даже подростки из гитлерюнге. Это было в апреле 1945-го. Во время форсирования меня ранило осколком бомбы, которая взорвалась метрах в десяти. Еще и контузию получил. Отправили в полевой госпиталь недалеко от Будапешта, потом обратно вернули в Ньиредьхазу, где с полмесяца лежал. Там и встретил Победу.
В послевоенные годы работал связистом, прокладывал телефонный кабель в Ростове-на-Дону, Сухуми, строил телефонную линию от Баку до Армавира. Целый год мы охраняли эту линию: она была связана с Москвой. Потом в 1948 году нас отправили в город Ишим Тюменской области, где мы строили линию Тюмень - Омск, столбы новые ставили.
Демобилизовался в 1950 году. Приехал домой: голод, холод, работы нет. Сел на поезд и решил до Ташкента доехать, но по дороге мне посоветовали остановиться в городе Чу, что в Казахстане (ныне - город Шу). Отправился в депо, в отдел кадров - хотел устроиться кочегаром на паровозе. Мне предложили сдать на слесарный разряд. Тем, кто работал в поездах, давали по 20 кг муки в месяц, это и спасало в тот голодный период. Так я три года подряд проездил кочегаром - в Алма-Ату, Джамбул, Караганду. За сутки через нашу станцию Чу до 90 пар поездов проходило. А как выучился на помощника машиниста, стал работать на заводе на маневровых поездах. Жизнь тогда была нелегкая, очень трудная. В 55 лет вышел на пенсию и попросил сына забрать меня к нему в Габишево. Несколько лет назад получил там квартиру как участник войны.
Со своей женой Масхудой Кивамовной, которая родила мне шестерых детей, познакомился в городе Чу. Сейчас в живых остались один сын и две дочери, еще у меня восемь внуков и восемь правнуков.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев