Если бы в школе она кому-то сказала, что свяжет свою жизнь с православной церковью, будет возглавлять церковный хор, то у многих это вызвало бы искренний смех. В те годы ее, активистку, певунью, оптимистку и хохотушку, дочь офицера, было сложно представить в образе степенной матушки. Да и сама Елена имела весьма...
Родилась и выросла она в Зеленодольске, и уже в два года пыталась подпевать своей старшей сестре. В детском саду воспитательница обратила внимание родителей на музыкальные способности малышки. Так в шесть лет Леночка стала ученицей музыкальной школы. Девочка действительна была талантлива. В четвертом классе родителям предложили отдать дочь в специализированную музыкальную школу при Казанской государственной консерватории. Конечно, мама понимала, что это открывает перед дочерью хорошую перспективу. Но она боялась за своего ребенка: было тревожно отправлять дитя далеко от дома. Решили, что Лена сначала закончит местную ДМШ, а там будет видно.
Шло время. Девушке очень нравился английский язык, пробовала учить испанский. Елена решает стать переводчиком. Между учителем иностранного языка и преподавателем ДМШ началась борьба за ученицу: каждая из них была уверена, что именно в ее области она наиболее ярко проявит свои способности. В конечном итоге пристрастие к музыке оказалось сильнее. Закончив среднюю школу, Елена поступила в музучилище, а после его окончания - в Казанскую консерваторию.
На четвертом курсе в составе концертной группы она отправилась в Польшу. В перерывах между выступлениями артистам из Советского Союза организовали культурную программу, одним из пунктов которой было посещение лютеранского костела. Первое, что поразило советскую комсомолку - огромное здание костела, высокие купола, красота убранства и искренняя вера прихожан, коленопреклоненно молящихся перед лежащим на полу распятием. Тогда ей было сложно выстоять службу, длящуюся всего час: она не понимала ни происходящего, ни слов молитвы. После окончания богослужения, узнав, что в костеле присутствуют «русские», музыкант исполнил на органе произведение И.С.Баха… Никогда в жизни Елена не испытывала подобного потрясения. Даже спустя многие годы она не может забыть рвущее душу ощущение своего ничтожества перед огромным миром, подвластным лишь Ему - Богу.
Домой она вернулась другим человеком. У студентов, как известно, всегда напряженка с деньгами, поэтому девушка подрабатывала в одной из казанских музыкальных школ. «У меня были знакомые, которые пели в церковном хоре, - вспоминает Елена Юрьевна. - Мне это было интересно, раздирало любопытство - я ведь никогда не ходила в церковь, не имела ни малейшего представления, как она выглядит там, изнутри». А тут, во время Великого Поста, подруга предложила ей петь в церковном хоре. «Мы застали поколение певчих, которые, казалось, сошли с картин мастеров кисти дореволюционного прошлого: в хоре стояли бородатые деды в косоворотках, в подпоясанных рубахах, монахини в чёрных одеждах», - продолжает моя собеседница. Перебирая в памяти случайные, на первый взгляд, встречи с людьми, повлиявшими на ее дальнейшую судьбу, Елена считает, что это было предопределено свыше: «Меня словно кто-то вел, подталкивал, направлял».
После окончания консерватории Елена Юрьевна работала в музыкальной школе в Зеленодольске и одновременно пела в церковном хоре. Настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Зеленодольском районе Отец Всеволод (ныне наместник Раифского монастыря) благословил её на работу в воскресной школе, которая была первой в Казанской епархии. Спустя некоторое время Елену пригласили в храм Святителя Николая в Кировском районе Казани (Юдино) на должность регента церковного хора. Под влиянием своей старшей сестры, посещавшей воскресную школу в Зеленодольске, начал приезжать в юдинский храм Фёдор Сапаров (будущий протоиерей Фёдор, благочинный по Лаишевскому району). Вслед за ним сюда пришел его приятель Алексей Калиткин. В конечном итоге оба приняли решение поменять кораблестроительный институт в Нижнем Новгороде на Московскую духовную семинарию. Там, в Юдино, Алексей и увидел свою будущую матушку Елену, регента церковного хора, стал оказывать ей знаки внимания.
Летом 2000 года молодая семья Калиткиных по благословению архиепископа Анастасия приехала в Лаишево. У них тогда уже было двое детей: Сергею - три года, Тимофею - четыре месяца. Привыкшая к городским условиям, Елена была вынуждена привыкать к сельской жизни. Своей квартиры храм лишился еще в 90-ые годы, поэтому семья настоятеля Софийского собора поселилась в малом храме - бывшем в советское время складе. Молодому и еще неопытному настоятелю пришлось преодолевать массу проблем: от поиска жилья для семьи до погашения огромных задолженностей храма за коммунальные услуги. После долгих мытарств Калиткины построили, наконец, свой дом. Постепенно решались и другие вопросы. «Отец Алексей уходил из дома в шесть утра и приходил затемно. Надо было поднимать экономику храма, вылезать из долговой ямы, искать спонсоров, налаживать богослужение, решать проблему отопления, образовывать христианскую общину», - продолжает матушка. Елена Юрьевна создала церковный хор и воскресную школу, стала оказывать активную помощь школе искусств и Лаишевской гимназии №1, проводить концерты. Отец Алексей и матушка Елена неоднократно организовывали поездки прихожан по святым местам.
Между тем, в семье появлялось пополнение. Оба родителя, загруженные работой, старались уделять внимание и своим детям. Сейчас у них трое сыновей и две дочери. Старший, Сергей, с отличием закончил художественное отделение школы искусств. В 10 лет он участвовал во всероссийском конкурсе рисунков, что проходил в Елабуге по случаю очередного юбилея «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой. Первое место в его возрастной категории стало неожиданным признанием и для него, и для преподавателя Фиры Пимурзиной. Сергей любит играть на гитаре, но его настоящее увлечение - спорт. В феврале этого года 15-летний юноша стал чемпионом Татарстана по боксу. Младшие братья Калиткины тянутся за ним, увлекаясь боксом и плаванием. Отец находит время на то, чтобы и на секцию, и на соревнования отвезти мальчишек. Он, как и матушка, считает, что не следует культивировать в своих детях стремление получить сан священника. Главное, чтобы они выросли хорошими, верующими людьми. В первую очередь дети должны получить светское образование, научиться многое делать своими руками, не растеряться в сложных жизненных ситуациях. «Мы приучаем их к вере, к храму, прививаем любовь к Богу, но ни в коем случае не будем определять их выбор жизненного пути, - высказывает свою точку зрения на проблему воспитания матушка. - Если кому-то из них суждено, они сами пойдут в священство». Ее, как и других матерей, беспокоит, что дети стали меньше читать, что много времени забирает интернет и компьютер… Впрочем, как-то перед сном она решила почитать вслух «Детство» М.Горького Ее детям повесть понравилась. Теперь вечернее чтение становится обычным делом. «Стало быть, не все еще потеряно», - замечает Елена Юрьевна. Сейчас, когда подросли старшие, ей уже легче. Она с благодарностью вспоминает прихожан, которые помогали и с малыми детьми управляться, и дом строить. «Мария Белоглазова, Валентина Гальцова, Лидия Гришина - это наши няньки. Не представляю, как бы я все успевала, не окажись рядом этих людей» - вспоминая, вздохнула матушка.
Положительные изменения коснулись и взаимоотношений с районной властью. «В последнее время мы чувствуем большое внимание со стороны нового главы Михаила Афанасьева», - отмечает регент церковного хора.
Постепенно жизнь налаживается. «Бог нас только направляет, предоставляя человеку возможность выбора. А успех в конечном итоге зависит от нас самих», - считает Елена Калиткина.
Вера, уверенность в своих силах и любовь стали секретом счастья этой женщины, нашедшей свой путь в жизни.
Нет комментариев