«Ворчанием наскучишь, примером научишь».
Автор -педагог – психолог Светлана Бронникова. Как добиться того, чтобы для подростка привлекательным к подражанию оказалось не плохое поведение, а хорошее?
Все малыши хотят поскорее вырасти, стать похожими на папу и маму. Поэтому наше поведение и все, что мы говорим детям, привлекает их, вызывает желание подражать.
Маленькие мальчики и девочки с удовольствием копируют в поведении окружающих то, что им нравится. Понаблюдайте за играющими детьми, и вы увидите в их играх многое из окружающей жизни, увидите, как великолепно подражают они взрослым.
Подростки в возрасте 12-14 лет уже не слепо копируют поведение взрослых, а выборочно, приглядываясь к действиям, поступкам, прислушиваясь к словам и суждению взрослых. Они избирают для подражания только то, что в их глазах достойно и исходит от людей, авторитетных для них.
Как же теперь добиться того, чтобы для подростка привлекательным к подражанию оказалось не плохое поведение, а хорошее? Как стать авторитетом для детей и вызвать желание в чем-то важном следовать родительскому примеру?
Просто сам по себе пример родителей не всегда стимулирует подростков к подражанию. Родителей и окружающих обычно это возмущает. Приведу пример. Почему в семье, где родители много работают и многого добились своим трудом растет ленивый подросток, который не хочет ни учиться, ни трудиться? Почему попадает в компанию хулиганов подросток из семьи, где мать прекрасный врач, а отец - всеми уважаемый научный работник? Отчего этих детей заразил пример плохих «друзей», а не хороший пример родителей?
Это не так уж странно и неожиданно, как может показаться на первый взгляд.
В процессе консультации многое выясняется. Нетрудно заметить одно очень печальное явление: нередко в хороших семьях, в которых растут не достойные своих родителей дети, взрослые и дети живут обособленно друг от друга. У взрослых свои дела, заботы, интересы, радости и горести, у детей - свои. При таком характере общения дети не знают своих родителей такими, какими их видят сослуживцы, друзья и знакомые. То, что должно служить примером, остается вне поля зрения детей. Зато именно перед ними отец и мать чаще, чем перед кем-либо, предстают вспыльчивыми, усталыми, чем-то недовольными, взволнованными какими-то неприятностями. Вот и подростку, который особенно тянется ко всему радостному, трудно сочувствовать непонятным, неизвестным ему тревогам взрослых. Особая опасность для формирования личности подростка, создаётся в том случае, если он начинает связывать плохое настроение родителей с их трудом. Тогда у него возникает несовсем правильное представление о труде. Зачем корпеть над учебниками, книгами, зачем надрываться? Для того, чтобы стать такими же скучными и нудными людьми, как родители?
Однако нельзя же от родителей требовать, чтобы они разыгрывали перед детьми веселых, беспечных людей. Да и не нужно. Ведь таким путем вы не научите детей сочувствовать другим. Важный момент в воспитании подростка - сделать его соучастником своей жизни. Быть авторитетом и примером для подражания. И не путайте авторитет со страхом перед родителем - эти разные вещи действую на ребенка абсолютно по-разному. Ведь порой строгое наказание одного родителя действует на ребенка меньше, чем суровый взгляд другого.
В завершение мне хотелось бы сказать, что личный пример – один из основных методов воспитания личности ребёнка. И именно от вас, уважаемые родители, зависит, что впитает в себя ребенок и какими качествами и достоинствами он будет обладать.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев