Камская новь

г. Лаишево

16+
Рус Тат
Школа для родителей

Воспитываем самостоятельность: поручаем ребёнку посильные дела

Как-то я увидела такую картину: карапуз лет трех залез в глубокий снег и не может оттуда выйти. Начинает капризничать, а молодая мамочка: «Попытайся ещё раз — сам! Ты мужчина».

Автор иллюстраций и превью Людмила Никифорова.

Невольно сравнила ее с собой: я бы ринулась в тот сугроб, хотя весь мой «наряд» не был предназначен для лазанья по сугробам. «Какая мамочка молодец!» — промелькнула у меня мысль. Она воспитывает в ребенке самостоятельность, а ведь это основа уверенности в себе.

Когда ребёнок сам справляется с заданием, пусть и элементарным, это вызывает волну положительных эмоций и даёт бесценный опыт.

Ощущение компетентности и веры в себя. Он осознаёт: «Я в состоянии это выполнить!». Это укрепляет самооценку как способного человека. Успешное выполнение задания повышает его уверенность.

Развитие ответственности. Беря на себя выполнение поручения, ребёнок учится отвечать за свои поступки.

Независимость. Самостоятельность даёт чувство контроля над жизнью, что очень важно для здорового развития личности.

Какие поручения подойдут ребёнку в зависимости от возраста?

Помните, что задание должно соответствовать уровню развития и способностям малыша.

2-3 года:

Цель: обучить базовым действиям, развить мелкую моторику и ощущение участия.

Примеры: Убрать игрушки в коробку. С вашей помощью снять носки или ботинки, положить на батарею варежки, чтобы они высохли.

3-5 лет:

Цель: развивать навыки самообслуживания, аккуратность и терпение.

Примеры: Самостоятельно одеваться и раздеваться. Убирать игрушки и книги в своей комнате. Помогать накрывать на стол (класть салфетки, ложки). Участвовать в готовке под вашим контролем: помыть овощи, подать что-то из холодильника, раскатывать свой кусочек теста. Поливать цветы. Вполне может покормить своего домашнего питомца, а если держите кур, то покормить их ребёнку будет только в радость.

6-8 лет:

Цель: формировать навыки самоорганизации, помогать по дому.

Примеры: Самостоятельно собирать школьный рюкзак. Выносить мусор. Пылесосить пол. Вытирать пыль. Заправлять свою кровать. Заботиться о домашних животных, например, выгуливать собаку или чистить клетку попугая. Выполнять простые покупки в магазине, если это безопасно и недалеко. Вешать на плечики свою одежду. Зимой помогать убирать снег во дворе своей детской лопаткой.

9-10+ лет:

Цель: развивать сложные навыки самоорганизации, ответственности и планирования.

Примеры: Делать школьные домашние задания без постоянного присмотра. Готовить простые блюда (бутерброды, омлет, салаты).Ухаживать за домашними животными. Покупать продукты по списку.

Как нужно поставить задачи, чтобы они не казались невыполнимыми?

Простота и точная формулировка задания: выражайте его ясно и лаконично. Вместо «убери комнату» — «пожалуйста, убери свои игрушки в ящик».

Разделяйте на отдельные части: если задача объёмная, поделите на маленькие этапы. «Сначала положим книги на полку, потом машинки — в коробку».

Показывайте пример: лучший метод обучения — личный пример. Выполните вместе пару раз, затем предложите ребёнку сделать самому.

Давайте время: не требуйте, чтобы ребенок после первых же ваших слов бросил своё занятие и мгновенно всё выполнил. Ему ещё сложно сразу переключиться, оторваться от любимой игры. 

Учитывайте возможности ребёнка, особенности его нервной системы, его характера. Не давайте задания, которые явно ему не под силу.

Начинайте с простого и постепенно усложняйте.

Пример ситуации: ребёнку 4-х лет, только начинающему осваивать самостоятельность, мама дает задание не по силам: «Сашенька, иди заправь кровать! Пусть всё будет ровно». Почему сложно: для 4-летнего «ровно заправить постель» — непосильная задача. Малышу трудно разгладить простыню, правильно уложить одеяло, натянуть пододеяльник. Вероятно, он расстроится, не справится, почувствует себя неудачником и в следующий раз будет сопротивляться.

Как поощрять за выполнение

Конкретная похвала: вместо общих «молодец!» скажите: «Как замечательно, что ты убрал все игрушки! Какой порядок навел в комнате!».

Хвалите не только за результат, но и за старания: если ребёнок приложил усилия, но в итоге получилось не совсем то, что вы ожидали, подчеркните, как он старался: «Я вижу, как ты старался заправить постель. У тебя отлично получилось!». Похвалите, а потом подскажите, как сделать еще лучше. 

Подчёркивайте самостоятельность: «Ты сам собрал рюкзак! Это потрясающе!».«Ты так быстро оделся! Ты меня сегодня удивил!»

Избегайте сравнений: не сравнивайте с другими детьми. «Вот Маша уже умеет...».

Делегирование задач ребёнку — это ключевой этап его взросления. Через простые поручения и постепенное расширение обязанностей вы помогаете ему стать уверенным, ответственным и независимым человеком.

Не бойтесь доверять своему ребёнку — он способен на большее, чем вы думаете, а ваша поддержка и своевременное поощрение станут лучшей мотивацией для его роста.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Школа для родителей воспитание самостоятельности