Евгений Степанов: Один день из детства
Трогательно описывает Евгений Степанов свое деревенское детство. Семейные традиции, быт — читаешь и словно видишь все своими глазами.
Автор превью и иллюстраций Людмила Никифорова.
Перебирает память дни и годы,
Отбрасывая беды, полутьму,
Заветные мгновенья жизни своды
Накроют душу светом потому,
Что март... В то третье воскресенье,
Седмицы первой был тогда исход,
Верша работу, память в утешенье
Бежит в счастливый день длиною в год.
Картина маслом. Чту всех поимённо.
Пять братьев на полатях (тут слеза)
Лежат стеснённо, как новорождённо:
Василий, Коля, Вова, Гена, я.
Пора б вставать, но в доме вроде тихо,
Лишь тяга ветра, голос да дымок.
Но тут смеётся Валя-щеголиха,
Сажая Таню (мимо) на горшок.
В пространстве тесном братья затаённо
Пока лежат в сестричьем галдеже,
От папы слышен голос удалённо:
— Нет тишины, но мирно на душе.
Невмоготу лежать. Кажись, уж восемь.
Протяжно слышен колокольный звон.
Баран, петух орут, а мы елозим,
Согретые друг другом и теплом,
Что восходило воздухом от печки,
Где был и наш уютный уголок,
И валит пар от хлеба или гречки,
От щей горячих — полный чугунок.

Ах! Печь-краса, кормилица-спаситель,
Ты вобрала все мудрости-умы:
Без суеты духовная обитель,
И утешитель-оберег семьи.
Открыл глаза, одёрнул занавеску,
Да тут весна уж тычется в стекло,
Как в каравай, что сладостен, невеста,
Как наш телок в парное молоко.

В ломотном теле прячется улыбка,
Щебечут сестры так же без конца,
А рядом те же стол, скамья и зыбка,
В углу с лампадкой те же образа.
Лежит котяра возле самовара,
Там половик цветастый прежних мод,
А где-то в закромах костюм гусара,
Что шил себе Володя в Новый год.

И важно тут, что требует помина,
В комоде есть медали, ордена:
Эпохи нашей знак — «Мать-героиня»,
Знак мужества, отваги для отца.
Проходит час в тепле неторопливо
(Для жизнепонимания тот час),
Час детства яркий, зримый и счастливый,
Тот час, который поднимает нас
На новый уровень невосприятья
Какой-то фальши жизни и химер,
Когда с полатей смотришь на объятья
Сестрёнок милых с мамой, например.
Черёд воспоминания обряда:
Для трапезы большой дощатый стол,
Для папы под иконой (мама рада),
Назначенное место, как престол.
По праву руку младший братик Гена,
А старшие садятся вдоль стены,
Для Танечки имеется колено
Задорной Вали. Все размещены.
Разгар литературного этюда:
Для всех хлеб-соль (так было испокон),
Одно эмалированное блюдо
И деревянных ложек перезвон.
Все ели тихо, не спеша, без смеха,
Как полагалось чинно на Руси.
В рот крошка хлеба и слова, как веха,
От мамы трижды: «Господи, прости».

(Мы и сейчас, да и тогда не знали,
Зачем Ему не за грехи прощать).
А мама вновь, пока мы доедали:
— И что-то Гали, Тони не видать.
А тётя Груня — про «остатки сладки»,
Что в прошлом годе был неурожай,
Не вкусим приношения облатки,
И громко вдруг: «Десятого рожай».
Из мира в нас лежащего сознанья
Вводили всех словами в ёмкий мир,
И чувствами познаний от желаний,
Чтоб черпать мир души, как эликсир.
А дальше час забав и утешений:
У младших куклы, пляски чередой,
А вот доска для шахматных решений —
Тут начинается сраженье-бой.
Наш Коля (Ленский) белыми играет
(Отец, как Ольга, фору не столбит),
На Е4 пешку выдвигает,
Чтоб разыграть свой Муцио гамбит.
Всё строго, чинно, точно в матч-турнире,
Победы ждут, в ловушку заманя,
Когда отец сыграл на G4,
Вдруг Николай пожертвовал коня...
Учил индийский воин Махараджа:
Всему свой срок защиты и атак,
Конь не баран по окончаньи хаджа,
В защите меньше жертв, и это так.
Отец, защитник Родины, как воин:
«Сынок, не надо слёз и жилы рвать,
Всяк воин уважения достоин,
Умеет кто достойно проиграть».
Отец был строг, но всеми уважаем,
Имел душевный стержень, всё пройдя,
От боли живы в нём (что мы не знаем)
Войной испепеленные года.
У печки после шахматного боя,
Где страсти улеглись, всех усадя,
Рассказывает папа правотою
Про фильм, как ищет девочка отца.
Не столько про войну рассказ от папы —
Про смыслы жизни, знаки тот рассказ,
Нужны как детям и отец, и мама,
Про силу духа, тягу к жизни в нас.
(В то время был в селе артист Кудрявцев,
Игравший полицая, потому,
Возможно, был рассказ и про мерзавцев...
Про это помнит Вася — все к нему).
А я не помню... Помню, как Галина
Влетает в дом и все поражены:
Она красна, душиста, как малина,
Как вестница не лета, а весны.
Влетела в дом с душою нараспашку
И с жалостью — с одним из светлых чувств:
— Хотелось, чтоб вкусили спозаранку
Вы пряники кондитерских искусств.
Сиятельная сладостями в меру,
И блёстками снежинок на лице,
И благородством в оттепели эру,
И нотками вокала в голоске.
Ах, этот голос: звон и боевитость,
Солируя, где «...сердцем не стареть»,
А для «Дымилась роща...» — вся открытость,
Когда случалось в день победный петь.
Задор и лёгкость в «Едут новосёлы»,
И голос песней «...далеко летит»,
Как будто сам сквозь «... родины просторы»
Ты едешь на «Побывку...»; восхитит,
Когда поёт (и в голосе полётность)
Про Волгу, что течёт издалека,
Где есть причал и плёсов очередность,
Где жизнь течёт спокойно, как река.
Всё в доме чистит, словно перед пасхой,
Хоть до неё аж сорок сороков,
Печёт из теста птичку с прежней лаской,
Весну чтоб кликать нам для земляков.
(Творённая отцом, отцу подобна,
И в будущем с нелёгкою судьбой,
Но как же ты умела бесподобно
Творить умом, руками и душой).
День новолетия славян в завязке,
День Масленицы встречи за окном.
Печёт мать хлеб, что на ржаной закваске,
И потчует меня и всех блинком.
А нам пора, пора во двор, в коровник,
Где пахнет свежим воздухом навоз.
От сретенья прошел уж сороковник —
Пора скотине выгул, на прочёс.
Подтаял снег, в проталинах водица.
Грач вьёт гнездо на светлой стороне.
Баран не может досыта напиться,
Бросаясь в снег с заботой о руне.

Но нет, баран-дурак и овцы-дуры
С душистом сеном видели обоз;
То как пролог к концерту — увертюра,
Тут начался спектакль на износ.
А в главной роли я (баран и овцы
Статистами бежали вразнобой,
Не отступая, блеяли махновцы
И рвали сено все наперебой).
Тут у меня всё вдохновенье вышло,
Встревожен и взволнован, не смеюсь,
И плечи опустил, лицо закисло,
Взвалил как будто неподъёмный груз.
А дальше страх: вдруг овцы не вернутся!
И с чем тогда останется семья?
А братья-зрители молчат и не смеются,
Ведь в драме слёзы — боли острия.

Весна. День равноденствия природы,
День свежести и пылкости всех чувств,
Где есть капель — возвышенные ноты
И день щемящих душу балагурств.
И было действо: солнце воспевали,
Для ритуала Масленицы мы
Соломенное чучело сжигали,
Как символ смерти, холода, зимы.
От торжества восторженно скакали,
А младшие, от старших обучясь,
В пляс колесо зажжённое катали,
Как символ солнца, греющего нас...
Мы так росли, растём душой до тризны,
И что-то в жизни стали понимать
Про день весны, про цели, смыслы жизни,
Когда живые и отец, и мать.
Ах, этот день! Как будто сад заложен,
Где «древо доброе плоды творит»,
Из родника добра (мы подытожим)
«Сад памяти» живительно бурлит.
Степанов Е. Н. (День из детства — 22.03.1964 г.)
С творчеством Евгения Степанова можно познакомиться ЗДЕСЬ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев