В День памяти жертв сталинских репрессий в Центре социального обслуживания «Золотая осень» вспоминали о миллионах искалеченных судеб, о людях, расстрелянных без достаточных оснований, об отправленных в лагеря и ссылки.
На встречу с теми, кто на себе прочувствовал жесткую хватку отца народов, пришли представители районной власти и социальных служб. Они ответили на вопросы присутствующих, рассказали о льготах, предусмотренных государством для жертв политических репрессий.
В канун этого дня силами специалистов Центра социального обслуживания населения «Золотая осень» был составлен альбом Лаишевского общества жертв политических репрессий. В нем приведены цифры и сухие факты, за которыми стоит история страны, судьба целого народа. Два альбома были подарены двум Почетным членам организации жертв политических репрессий Мадине Сагитовой и Геннадию Рожкову, один альбом - председателю Общественно-гуманитарной организации пенсионеров и инвалидов-жертв политрепрессий РТ Рустему Хисамутдинову.
Зайнаб Гинятовна Гинятова, Сингели, мать-героиня, воспитавшая пятерых сыновей. 29 октября 1930 года ее отца арестовали за отказ вступить в колхоз и агитацию против Советской власти. Осудили на три года концлагерей с конфискацией имущества. Выслали в Архангельск. В 1933 году отец вернулся, в 1936 его арестовали вновь и осудили еще на три года. На этот раз за клевету на партию и правительство. 60-летний глава семьи вернулся домой в 1939 году. Реабилитирован в 1992 г.
Антонина Ивановна Кузина, Лаишево. В 1933 году у ее родителей конфисковали все имущество. Семья с тремя детьми жила в землянке. В 1937 году отца арестовали, а 28 декабря 1937 расстреляли.
Флера Гилязовна Каримова, Пелево. В 1930 году ее родителей и их четверо детей сослали в Сибирь. В 1935 году родилась Флера. В 1937 отца повторно арестовали и расстреляли.
Сания Хаматхановна Фатыхова, Кирби. В 1930 г семью ее деда Юсупова Ситдика Галеевича раскулачили и выслали в Сибирь с конфискацией имущества. Мать Асию, чтоб не сослали, выдали замуж в 15 лет. Дед покончил жизнь самоубийством. Семья осталась в Кирбях. Жить пришлось в сарае.
Лариса Александровна Храмова, Лаишево. Отличник просвещения СССР. Родилась в 1937г. в Кировском спецпоселении, куда из Ленинградской области были высланы ее родители и родственники. Имущество конфисковали. Отец Ларисы Александровны в 1937 г. был арестован, в 1941 попал на фронт, в 1943 погиб. С начала войны всех спецпереселенцев эвакуировали в Марийскую АССР, а в 1944г. в товарных вагонах привезли обратно в Кировск.
Зария Абдулхаковна Фатыхова, Сингели. В 1930 году у ее родителей конфисковали имущество. Всю семью отправили на Урал в Магнитогорск. Мать заболела тифом и умерла.
-Когда нашу семью отправляли в Магнитогорск, мне было всего шесть месяцев. Там жили в бараке. Мне исполнилось полтора года. Тут умирает мама, - рассказывает о событиях тридцатых годов Зария Фатыхова. - Отец сбегает из ссылки, привозит меня к родителям матери. Сам устраивается на работу в Казань. В 1941 г. уходит на фронт. И пропадает без вести. Мне исполнилось шесть лет, когда умерла бабушка.
Девочку передавали от одних родственников к другим. После четвертого класса она пошла работать.
- Во время войны все подростки трудились в колхозе, хоть молоденькие были, - продолжает рассказ Зария Абдулхаковна. - Дрова пилили, траву косили и таскали - никакой техники не было, все своими руками делали. Жили впроголодь. Если сумеем с поля унести колоски или зерно в кармашке - хорошо. Оставшуюся на полях картошку собирали, дикий лук.
Соловьев Геннадий Степанович, Столбище. Отца взяли в армию в 1941 году, в первые же дни войны попал в плен. Мать работала в школе. Ее поставили пред выбором: либо сменить фамилию, либо уволиться. На ее плечах было четверо детей. Семья и так жила впроголодь, поэтому мать взяла свою девичью фамилию.
-Никаких пособий нам не было. Жили очень бедно. Весной собирали мерзлую картошку, летом - лебеду. После второго класса работал возчиком на лошади. Так и существовали, - воспоминания Геннадию Степановичу давались нелегко. - После войны, когда разгромили Германию, освободили из плена и отца. И сразу отправили в Коми АССР на шахты, где он работал до 1955 года. А мы получили статус детей врага народа. Старший брат хотел поступить в военное училище, но его не приняли. Я отца увидел только в 1956 году. Он никогда ничего плохого не говорил о Сталине. И я не скажу. Вы только подумайте: начиная с 1947 года, первого апреля снижали цены. И это после такой разрухи! А сейчас все только повышаются. Чтобы занять руководящий пост, раньше нужно было пройти все ступеньки карьерной лестницы, с самых низов начинать. Я начинал с агронома отделения, потом - главный агроном совхоза, агроном управления сельского хозяйства. Сейчас многие поля пустуют...
Вот такие судьбы. Такие биографии. Сложно предположить, как бы сложились судьбы этих людей, минуй их семьи сталинские репрессии. Но одно можно сказать с уверенностью: во всех ситуациях они сумели сохранить в себе человеческие чувства, не обозлиться, остаться верными стране, которая так сурово с ними обошлась.
От имени главы Лаишевского муниципального района Михаила Афанасьева пожилым гражданам выдали материальное поощрение, юбилярам и членам общества вручили памятные подарки. А затем
гостей пригласили на обед.
Все присутствующие выразили благодарность организаторам данного мероприятия за заботу и внимание, за то, что эта трагическая дата не забыта.
Нет комментариев