На полевых работах вместо лошадей запрягались в плуг женщины
И вновь в редакцию пришло письмо. О труженице тыла, простой сельской женщине Бахтияровой Запиле Шакировне рассказывает ученик 4 «А» класса Сокуровской школы Самат Зиганшин. (кл. рук.Нажия Мусина) .
Мы поколение тех ребят, у которых прабабушки были тружениками тыла. Я хочу вам рассказать про свою прабабушку Бахтиярову Запилю Шакировну. Родилась она 1907 году Нурлатском районе ТАССР (ныне Зеленодольский район). Вышла замуж за парня Галиахмета из соседней деревни Акзигитова и всю жизнь прожила там. До начала войны у них родились три дочери и три сына. Когда началась война, прадедушку отправляют в марийский учебный центр Суслонгер - печально известный преступно халатным руководством, продававшим продукты питания. Условия в лагере были крайне тяжелыми. Некоторые курсанты даже умирали от голода. Потом отправили в Куйбышевский завод. Домой прадедушка вернулся лишь через несколько лет после окончания войны и стал мельником в деревне.
Прабабушка Зазиля осталась одна с детьми. Они были ее поддержкой в сложные военные годы. Прабабушка, как и все женщины деревни, вставала в 4 часа утра и уходила в поле. Весной на полевых работах вместо лошадей запрягались в плуг женщины. Потом вручную сеяли семена. Их привозили ранней весной из станции Тюрлема на санках. Как им было тяжело тянуть тяжелые мешки с семенами почти 40км! Осенью серпом убирали урожай. Сдавали государству сельскохозяйственную продукцию. Каждая колхозница должна была в течение года выработать необходимый минимум трудодней. Если не выходили на работу, их исключали из колхоза, лишали приусадебных участков, были даже случаи когда репрессировали. За трудодней прабабушке давали 700-800 грамм зерна в день. Из-за нехватки муки хлеб пекли с примесью картошки. Кашу варили из свеклы, тыквы, моркови. Прабабушка добавляла в суп листья картошки, ботву свеклы - надо же было прокормить детей. Также она должна была платить продовольственный и денежный налог, покупать государственные займы. У прабабушки была одна корова и куры, она платила налог яйцами и маслом. А то, что оставалось, она шла продавать или менять с пятилетним сыном на железнодорожную станцию Урмары. Там останавливались эшелоны с солдатами, и она меняла молоко, сметану, катык на консервы, тушенку, мыло, сахар, чай или на одежду. Что могла – продавала, платила денежный налог. Сильной поддержкой был старший сын. Он научился валять детские валенки и с младшим братиком зимой ходил по деревням - продавал или менял их на шерсть. Зимними вечерами прабабушка вязала шерстяные носки, варежки для солдат и шали для продажи. Прабабушке Зазиле повезло, что они держали корову, которая была их кормилицей в годы войны.
Моя мама и сейчас вспоминает свою бабушку с большой любовью. Говорит, что она прожила до 90 лет. До самой смерти держала овец, кур, сажала и убирала картошку с детьми, косила траву, ходила за водой на родник. Помогала своим детям (у нее еще и после войны родились две дочери) воспитывать внуков, вязала им теплые вещи, пекла вкусные яблочные пироги. Прабабушка была неграмотной, не умела ни читать, ни писать, но очень хорошо складывала цифры в уме. Мама говорит, что она была мудрой женщиной, что годы революции, голода и войны закалили ее характер и не смогли сломить ее дух.
Женщины, которые в военное лихолетье работали на заводах, на лесозаготовки, копали окопы, растили хлеб - это герои тыла. Благодаря им советские солдаты смогли разгромить фашистов. И мы не должны забывать про наших ветеранов, прабабушек, бабушек и детей, которые наравне с взрослыми работали в годы Великой Отечественной войны. Их сейчас осталось в живых очень мало. Спасибо им всем за нашу прекрасную жизнь, которую они нам подарили.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев