Камская новь

г. Лаишево

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Досуг

Николай Возисов: Как мы чуть не замерзли под Сургутом

Странный случай произошел с водителем на заснеженной дороге Ямала.

Автор превью и иллюстаций – Людмила Никифорова. 

С автором этого рассказа мы познакомились случайно еще в марте 2022 года, когда сидели в очереди к врачу. Разговорились. Он оказался интересным собеседником, как выяснилось — изобретателем и писателем.

Публикует свои работы на одном из литературных сайтов. 

— Посмотрите. Может быть, что-то для своего сайта возьмете, — предложил Николай Возисов, когда узнал, что я журналист. 

Я не преминула воспользоваться этим предложением. Выбрала одно из произведений и разместила его на сайте нашей газеты – Гибель группы Дятлова объясняется взрывом атомного заряда малой мощности»

Сегодня публикуем еще один рассказ, но уже из жизни самого писателя. Ставьте лайки, если это произведение вам понравилось и если хотите продолжить знакомство с творчеством Николая Возисова.


Отец Иван Кузьмич, участник Великой Отечественной войны умер 28 декабря 2002 года. Умер день в день, с разницей 50 лет, со смертью моего деда, участника трех войн — Козьмы Прокопича. Пришла похоронка, быстро с женой собрались и в сильные декабрьские морозы, перед Новым годом, выехали с небольшого северного городка на похороны отца на своих пятилетних «Жигулях» пятой модели. Знал, что мотору будет холодно, укутал его со всех сторон и закрыл радиаторную решётку пластиной из фольгоизола, да и сами оделись и взяли с собой на всякий случай валенки. 

Машина до подъезда к Уральским горам шла весело и бойко. Начался побьем по первому серпантину между Первоуральском и Ачитом, мороз крепчал и скоро перевалил за сороковник. В моторе зазвучали нештатные нотки с дизельным звуком, и температура ДВС начала понижаться несмотря на то, что временами печку приходилось отключать. В одной из деревень пришлось остановится для проверки уровня масла, да и перекусить в притрассовой столовой. Первое, что бросилось в глаза при подъеме капота, вся «шуба» из войлока и дорнита покрылась инеем, утеплитель отсырел. Уровень масла понизился, чего никогда не было. Обратил внимание на то, что дым из глушителя шел с синеватым оттенком, карбюратор выдавал обогащённую смесь, в ней было мало воздуха. Долил масла. Убрал отсыревший утеплитель. Закрыл новым, сухим, рабочим бушлатом, взятым про запас.

Пообедали, сели в машину, карбюратор отогрелся и ДВС заработал штатно. Едем, приближается ночь, идем на подъем, мороз усиливается и, наверное, уже под минус пятьдесят. Руль замерз и требует больших усилий для проворота, видимость упала — все в тумане.

 

Машин нет от слова совсем, ни встречных ни догонных, вся трасса в темноте, ни зги, не видно ничего кроме света фар нашего «Жигуля» и освещаемой ими куска дороги, заметаемой снегом. Народ готовится встретить Новый год, да и кто в такую морозяку на трассу выкатит, да еще на дальняк. И вдруг из темноты справа быстро выплывает знак «Крутой поворот», но, черт возьми, не успеваю провернуть замерзший руль и ухожу в отвал снежного бруствера. Машина становится на бок и увязает в снегу капотом чуть вниз.

 

ДВС в работе, правда, в момент схода чуть не заглох. Бензина в баке и в запасной канистре должно хватить надолго. Жена говорит: «Все, приехали. Будем здесь куковать и отмечать Новый год в пустынных снегах Приуралья». Ждем в стречку или догонку. Зацепил к заднему фаркопу галстук и сидим, кукуем и кимарим. Часа через три вижу, вдали свет идет на нас. Ну, думаю, слава Богу. Вроде как крупняк идет. И точно, мужик без базара разворачивает «Кировца», я цепляюсь, он тянет, вытаскивает нас на свет божий. Я ему хватку дружбы, а он мне в ответ.... и по газам ...

Едем дальше. Слава Богу, с Урала скатились, едем на Пермь. Мотору снова холодно, он начал дизелить. В такой мороз выходить из машины и лезь под капот для проверки уровня масла особо не тянет, но надо, ничего не поделаешь, а вдруг масло хавает, и оно снова опустилось ниже уровня. Тем паче, под наклоном три часа молотил ДВС на холостом, в снежном бруствере. Тормознул, потянул рычаг открытия капота, а он — хрясь! И высвободил тросик из захвата, словно Бог услышал мою лень и неохоту поднимать капот. Вот он и не поднялся. Тянул пассатижами — не смог утянуть. Вмерз, подлюка, и не дается.

Накатил испуг... Черт возьми, а вдруг масло у нижней отметки или, чего ещё хуже, уже ниже отметки, а трубить еще км 500. Поднять капот так и не смог. И сколько там масла, неизвестно. Что делать? Жена сказала ехать, и что будет, то и будет, хотя бы до первого населенного пункта. Время 3 часа ночи. Едем на свой страх и риск. Мороз за бортом — 47. Выехали за Пермь по Сибирскому тракту, давлю тапку. Нога дубеет, но терплю. Мобильников тогда не было, а круиз-контроля тем более. Дым из трубы все синеет и чернеет. Еду 90 км/час, боюсь снова не вписаться в повороты в туманном морозном воздухе и темноте. Машин нет совсем, 30.12.2002 народ уже празднует Новый год. 

Приехали утром в 9 утра и сразу к дому отца. На родине уже не страшно, черт с ним, от недостатка масла ДВС заглохнет, чугун выдержит, коленвал с вкладышами не подведут — наш движок из старого доброго СССР. 

Родня толпится у ворот. Издали увидели нас, и возгласы одобрения посыпались в наш с женой адрес, что не подвели и успели вовремя. Самый крутой родственник, брат двоюродный, смотрит на дым и говорит, что-то синий из трубы идет и ДВС как дизель работает. Думаю, не время просвещать его в наши злоключения. Ответил просто: «Дизель установлен на „Жиге“, еду на соляре — вот и дым синий». Он с умным выражением лица и удивлением заметил, нормально, молодцы, автоваз «Жигули» с завода погнали с дизелями. Куплю такого же. Подсадили в машину родственников и — на кладбище. Похоронили отца. Царство небесное, земля пухом. 

Воспитали с матерью нас четверых: двух сыновей и двух дочерей. Один балбес сейчас руководитель хора с одной записью в трудовой, первые места по республике его хор занимал, занимает и будет занимать. Второй — изобретатель, автор ряда изобретений и а.с. в крупном нефтяном регионе. Вот так, сумей, читатель, воспитать своих детей, да еще четверых. Про сестёр писать особо не буду. Одна перед пенсией директором школы работала. 

Насчет работы «Жигуля» в дороге доверился мужу племянницы — он один из крутых в районном центре. С полслова меня понял, загнали машину в теплый гараж, за сутки оттаяла, подсохла, отремонтировали. Подняли капот, действительно, масла было ниже отметки на 3-5 мм, но наш мотор из СССР выдержал. Почистили и промыли карбюратор, долили масла в ДВС, приготовили машину в обратный путь, дальнюю дорожку на ЯМАЛ. Отметили Новый год, и жена засобиралась в обратную дорогу. Родня говорит, надо на 9 дней остаться, помянуть покойного отца. Я ей говорю, что давай, останемся, но она ни в какую: «Едем». 

И третьего дня января рванули, и сразу же на 35 км от райцентра бухой встречный пошел в лобовую, снова пришлось отвернуть в обочину, но в этот раз намерено, чтоб уйти от ДТП. Всё-таки зацепил этот пьяный своим бампером мой алюминиевый и выгнул его оконечность в обратную сторону, а сам провернулся вокруг себя по дороге раза два — и был таков. Снова ждали, попутная «Нива» вытянула. Водило с «Нивы» говорит, что видел этого придурка на «Москвиче», ехал навстречу, петлял по дороге, как заяц — еле с ним разъехались.

Бензин заканчивался, и сразу после ЧП — на заправку. Залил бак, залил канистру и забыл от волнения закрыть крышку бензобака, оставил его на крыше авто и поехал. Вонять стало бензином, тормознул, думаю, что за напасть, чё це таке? Глядь, а крышки-то и нет... Пришлось колхозить пробку, с ней и доехал до Сургута, а там на заправке мужик другую дал, говорит, что кто-то из жигулеводов оставил. До Перми и далее стало теплее на градусов 10, но все равно тридцатник давит. Едем Пермь, Екатеринбург, перевалили через Урал и за Тюменью снова сороковник. Нога дубеет от педали газа все сильнее и сильнее. До беды оставалось еще км 800.

Подъезжаем к Сургуту, нужно заправиться, вышел из машины и сразу захромел, нога совсем дубовая. Ну, думаю, к черту, с такой ногой могу и не доехать. Заправился, поднял капот и снял с карбюратора возвратную пружину педали акселератора. Поехали, педаль полегчала, и ноге лучше стало. Но мороз буйствовал все сильнее и сильнее. На трассе 4 января ни машин, ни людей. Туман, все в тумане, в ночи глухой звон от работы мотора. От жгучего морозного воздуха мотор гудит, как паровоз, но не дымит, не дизелит, работает, как обычный жигулевский ДВС. Муж племянницы постарался: промыл и прочистил карбюратор. Отъехали от Сургута в строну Ноябрьска км 30 и........ и....... и...произошел известный всем водителям банальный случай. Педаль газа запала за коврик. Но так как пружинки нет, я её снял, возврат педали в положение малый газ ничего не дал, она возвращается обратно, мотор ревет, как угорелый. Вакуум подсоса воздуха в карбюратор не дал заслонке вернуться в положение «малый газ», и мотор по-прежнему неистовствовал. 

Потерял драгоценные секунды, пока соображал, что делать. Опешил от непонятки, почему ДВС продолжает реветь. Поднял капот, обдало облаком пара от давления помпы, из системы охлаждения, через выброшенную пробку расширительного бачка в моторный отсек, выдавило тосол. Сбросил газ потянув рычаг на самом карбюраторе. Двигатель умерил прыть, и наступила тишина. Но позволять двигателю работать без тосола нельзя. Питьевой воды осталась меньше литра, до дома 300 км. Долив воды не спас бы. Но все-таки пришлось временно, как я считал, заглушить мотор.

Разбавлять тосол на таком морозе или нет — вопрос. Да и хватит ли воды? Судя по луже под машиной, тосола выдавило литра три, не меньше. Что делать? Мороз сразу дал о себе знать. Развели воду снегом — получили 2 литра, долили её в ДВС — бачок не заполнился. Надо крутануть движок, выгнать воздушную пробку и далее снегом дополнять систему, плавить его в банке, чем занялась жена. Но беда еще не наступила. Оставались считанные минуты до её прихода. Движок еще горячий. Выжимаю сцепление и обычным движением поворачиваю ключ в замке зажигания для включения в работу стартера. 

НО!!! происходит малоизвестное явление в среде водителей: ключ обламывается, и его жало остается в скважине замка, ДВС не заводится. ВСЕ..... крышка... За бортом — 50, в двигателе — тосол, разбавленный водой. Ни одной машины, ни встречной ни в догон, горизонт чист от света фар в обе стороны. Народ отмечает Новый год. Картина Репина «Приплыли»... Круто приплыли... 

Напал на нас мандраж страшенный! Мысли путаются в головах. Что делать? До сих пор не пойму, почему сломался ключ? Может быть, от волнения дал на него большее, чем требуется усилие? Но он должен был, прежде чем поломаться, завести машину. Но он этого не сделал и в корне обломался. Может быть, личинка вмерзла в скважину от капли воды, случайно попавшей на неё. Что делать? До ближайших домов Сургута 30 км. Внимательно оглядел горизонт в сторону Сургута, вижу, что-то светиться в км 5-10 и, вроде как, возле трассы. Жена надела валенки и все, что было в машине теплое. Я взял припасенной жратвы, спички и тряпку, смоченную в бензине. Порвал ее на две части — одну отдал жене, вторую взял сам и пошел в строну света в надежде застать там людей.

При этом шел и оглядывал горизонт, не теряя надежды увидеть свет фар встречной или попутной машины. Отошел, наверное, 1 км в строну Сургута и действительно, далекий, огонек впереди по трассе, вселял надежду на встречу с людьми, которые нам помогут. Глядь назад, и вижу, из-за горизонта высвечивает далекий, то исчезающий, то возникающий вновь свет автомобильных фар. Что делать, куда идти, вперед или назад к машине? Рванул обратно, нужно успеть, да и жена должна остановить встречную машину. Может быть, «Жигуля» на буксир и обратно в Сургут?

Успел, тормознули грузопассажирскую «Газель» возле наших «Жигулей». Открывается водительская дверь «Газели», из проема лихо выпрыгивает подвижный, веселый молодой парень с улыбкой на устах и спрашивает, что случилось. Рядом в кабине «Газели» сидит женщина наших с Соней лет. Я ему всю подноготную. А он, как ни в чем не бывало, словно нет никакой у нас беды, а все хорошо и прекрасно, достает из кузова «Газели» канистру с тосолом. Заливает его в горловину расширительного бачка по полной, садится за руль «Жигуля», резко его проворачивает, срывает противоугонку, из-под руля снимает защитную пластмассу, и в ворохе проводов, под светом налобного фонаря, находит два — оголяет, замыкает их на скрутку, и двигатель сразу же заводится! За все про все, на все дела по заводке, кажется, безнадежно неисправного «Жигуля» потратил не более 7-10 минут. Я оторопел, не знаю, что и сказать. Потерял дар речи... 

Вера в людей, которую вселил в меня этот посланный Богом ангел с небес, озаряет нашу с Соней жизнь до сих пор. 

Было у нас последних 500 руб. отдаю — не берет, в край не берет! И так и не взял, не кидать же пятихатку на дорогу. В это время, пока я помогал нашему спасителю, моя жена перекинулась словами с матерью этого настоящего геройского парня и узнала, как они оказались в пути в столь неблагоприятное для поездок время. 

У Матери этого настоящего человека с большой буквы в Н. Вартовске маленький магазинчик, а у отца — СТО. Народ за праздники продукты в магазине прикончил, и они поехали в Сургут за товаром. Парень помогал отцу, чинил машины в его СТО, и тот его всему научил сызмальства.

Вот такая история, дорогие читатели, была у нас с женой по дороге с похорон отца в один из северных городов Ямала. Спасибо богоугодному Ангелочку с небес. Жаль только то, что «как зовут, забыл его спросить». До сих пор храню его незамысловатую плоскую отвертку, которую он оставил у меня, в первой моей машине — «Жигулях» пятой модели. Доехали до дома без приключений. Хотя мороз давил по полной, в салоне было тепло и уютно, и та память о невероятном случае спасения и хорошем парне, играючи оказавшем нам помощь в казавшейся безвыходно и действительно критической ситуации, не покидает нас до сих пор.

Это, наверное, и есть подвиг, совершенный настоящим человеком, посланным нам в помощь с небес.

В последствии выяснил, что свет, на который я шел в надежде встретить людей в сильнейший 50 градусный мороз, исходил от огороженной, занесенной снегом автоматической радиорелейной станции, расположенной в 200 м от трассы, в которой людей не было. 

Зажечь бензин спичками или зажигалкой ниже — 45 невозможно. 

Это было под Сургутом 4 января 2002 года.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев