Анна Андреева: «Всего один класс с коридором»
91-летняя пенсионерка вспоминает о тяжелом детстве во время войны.
Всю свою жизнь я прожила в Карадулях. Нас у родителей было пятеро. Когда началась война, мне было 12 лет. Мама работала в колхозе, а тятя (папа – прим. ред.) сидел дома. Из-за того, что он не захотел работать в колхозе, у нас отобрали все. Снесли дворовые постройки, сняли дубовые доски, разломали кладовую, забрали посуду.
В силу возраста отца не призвали на фронт. Летом плел лапти, а долгими зимними вечерами подшивал валенки всей деревне. Люди расплачивались кто чем.
Дети не ведали, что происходило на линии фронта, потому что взрослые нам ничего не рассказывали. В школе я проучилась всего один класс. Озорная была девчонка. Как-то раз запела на уроке, меня и выгнали. Тятя разрешил мне больше не ходить в школу. Так вот и осталось у меня образование «один класс, с коридором». А сестры и братья учились хорошо.
Мы очень плохо жили, едва сводив концы с концами. Как и все, собирали гнилую картошку, сушили, толкли и ели. Весной мы ходили за ягодами. Родители велели нам набрать лукошко. Пришли на полянку, а сестра увидела ягоды, и начала их есть, вместо того, чтобы собирать. Ест, ест и остановиться не может. Осенью, собрав всего два небольших мешка картошки, мама задумалась: оставить ее на семена или еду? Не в силах справиться с отчаянием, она потеряла сознание.
Бывали и неурожайные годы, когда и этого даже не было. Помню, однажды был сильный ливень, вызвавший наводнение. Наш огород смыло водой. Голодные были времена.
Дети работали наравне со взрослыми. Мы вставали вместе с рассветом и шли работать на колхозные поля, а вечером, придя домой, дотемна трудились в собственном огороде. Воду для полива носили коромыслом из речки. Поливали два раза в день, утром и вечером, а там комары, мошки. Заедали сильно. Домой приходили обессиленные и для игр уже не было никаких сил.
Был случай, отправили меня как-то на быке боронить поле. Проехав две полосы, он увидел зеленые луга и побежал туда. Я изо всех сил пыталась его удержать, но тщетно. От бессилия опустилась на землю и стала плакать.
Как-то мы пахали землю и нашли патрон. Сосед, увидев его в наших руках, отнял. Он хотел сделать из него зажигалку, стукнул по нему, он и взорвался, лишив его глаза и пальцев.
Когда я немного подросла, меня, 13-летнюю девочку, отправили пилить лес. Работа была очень тяжелой. Приходилось все таскать на себе.
Я уже не припомню, как я узнала о том, что закончилась война. Но скажу одно: слава Богу, что война закончилась!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Комментарии
0
0
Это моя любимая бабуля
0
0
0
0
Дай бог долгой жизни)
0
0