Камская новь

г. Лаишево

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Культура

Путешествие по страницам праздника «Каравон». Из статьи Сергея Трусова: Традиции никольских хороводов

Сергей Алексеевич Трусов - основатель народного ансамбля русской песни «Каравон» и Межрегионального фестиваля русского фольклора «Каравон», заслуженный работник культуры Республики Татарстан.

Превью Людмилы Никифоровой. 

Видео предоставила Анастасия Гурьянова. 

Фото Сергея Трусова

Вклад Сергея Трусова в развитие и сохранение русского фольклора в Татарстане сложно переоценить. К сожалению, 14 октября 2021 года Сергея Трусова не стало. Он скончался на 64 году жизни.

Сергей Алексеевич бережно хранил документы, связанные с Каравоном, фотографии, писал воспоминания, хотел к тридцатому, юбилейному Каравону издать книгу, но не успел. Но его мечта осуществилась: издали книгу его родные.

Сергей Трусов активно сотрудничал и с музеем Лаишевского края, и с «Камской новью», изучал историю села Никольское, писал о Каравоне, делился фотографиями и рассказами.

Сегодня мы публикуем строки из письма Сергея Трусова, которые предоставила директор музея Лаишевского края Фарида Муртазина.

Трусов С.А. Традиции никольских хороводов

Село Никольское Лаишевского района Республики Татарстан известно со времени Казанского ханства как деревня Караева, и во времена Казанского уезда до середины ХVII века в источниках упоминается под таким названием. Первое упоминание о данном селе как русском поселении «Новоникольское Караево тож» употребляется в 1710 году в Переписной книге архирейских и монастырских вотчин Казанского уезда коменданта Казани Никиты Алферьевича Кудрявцева (РГАДА, Ф. 237, Оп.1 Д.154 Л.191 об.). Первая известная ревизская сказка села Никольское (Караево) датируется 1724 годом. С середины ХХ века известно народное название села как «Русское Никольское». Данные сведения дают представление о местной русской культуре как культуре переселенческой.

В 1988 году работниками Никольского дома культуры на посиделках со старожилами села было выявлено существование местного престольного праздника на Николу Вешнего 22 мая, который отмечался жителями села до середины 50-х годов ХХ века, когда «после стада играли каравон». Опрос позволил установить, что так называли в селе своеобразный хоровод, в который участники вставали в круг плечо к плечу, взявшись за мизинцы и не спеша шли «посолонь» «утиным шагом». Круг вращался по солнцу, то сжимаясь, то расширяясь и при этом исполнялись три протяжные песни: «Как по морю синему», «При долу-долочке», «Как по речке-реченьке» три раза подряд на протяжении трех дней. Руководила действием «запевала» – женщина, имеющая высокий голос и знающая в совершенстве эти песни, передаваемые из поколения в поколение. В каравон вставали, как правило, молодые девушки и молодушки первых лет замужества. При этом они надевали праздничные сарафаны, пошитые ими самими и традиционное украшение «барок» – ожерелье, которое традиционно изготавливали из речного жемчуга, а в дальнейшем из бисера и разных бусинок, разноцветных стекляшек.

В 1988 году праздник был возобновлён как сельский народный праздник с местной традицией «играть каравон». Спустя два года благодаря первой фольклорной экспедиции в село под руководством старшего научного сотрудника НИИ культуры города Москвы Андрея Сергеевича Кабанова и проведённой поканальной аудиозаписи многих песен, был осуществлен анализ песен и традиции. Местные жители, участники ансамбля «Каравон» рассказывали:  «Бывало скажут: девчонки, собирайтесь играть в каравон! Часов с семи вечера наверное. Стадо как пригонят, так и собираются, вечером до темна. Гуляют всем каравоном. Весело было! У-у-у! Вот мы девчонками <…> последние мы доигрывали. <…> После нас не играли уж. Собиралось человек сорок со всего села ведь девки! Если не больше».

В 2012 году при съёмке видеофильма «Играть каравон» старожилы вспоминали: 

«Но мы, молодые девчата, спевались. Как только лужаечка появится, мы и собирались к каравону спеваться. особенно на Мазарках, там вперёд таяло и игра там вся была — горелочки и спевались» (В.Д. Аширова). «О традиции узнали от бабушек, от родителей. Вот у меня мама была запевалой в каравоне. Как вечер, коров подоят и все — и мал и стар – бегут на каравон. Как отпоют три песни три раза и три дня, опять собирались, только в юбках и шёлковых платках. Четвёртый день был бабий день. Специально запевала была, она запоёт и все подхватывают. Гуляли славно на Руси, ты пожилых людей спроси» (А.В. Наумова).

«Мы ещё застали, когда каравон не запрещённый был. Видели своими глазами. Это было нам тогда годов тринадцать-четырнадцать. Вечером собирались человек сто с лишним. Девки и парни играли каравон, а взрослые ходили гулять по домам, престольный же праздник у нас, Никола. Вот оттуда, как нагуляются, все тоже к каравону сползались. Все – артель за артелью, артель за артелью тоже подходили к каравону. Это было часов до одиннадцати-двенадцати ночи. Как пропоют 9 раз, начиналися драки, конец на конец, село на село. Всё было» (А.И. Спирягин).

«В каравоне поют, в балалайку не играют, а вот опосле пляшут, частушки поют. Я им играю. Веселятся девчонки. Я и сама играла в каравон. В войну-то играли мы немножко, а потом здесь всё разрушили. Все девчонки одевались в сарафаны у кого уж какой был, в войну-то штофных уже не было, брались за мизинцы и вставали играли. У кого платки были хорошие» (Е.П. Гаранина).

До нашего времени дошли и репертуар, и формы двухъярусного многоголосия, локальные особенности структуры музыкально-поэтической строфы и аутентичная женская исполнительская манера. Удивляет непридуманная «троичность» хороводного действа: всего три дня в году на весеннего Николу (22-24 мая) поются только три протяжные хороводные песни, повторяясь по три раза.

По рассказам певиц, пронзительные тонкие женские голоса головного регистра разносились в тихий вечер по округе на километры. Всего три «каравонные» песни держат календарный обряд: «Как по морю, морю синему, по синему, по Хвалынскому плывет лебедь с лебедятами», «При долу-долочку, при долу широком был посеян лен», «Как по речке-реченьке плывет-восплывает вдоль быстрой реки».

Никольский «каравон» – традиция женская, хотя в виде исключения в хоровод допускались и мужчины: «Мужики вставали, кто умел ходить, умел петь», «Мужчины были, стояли, вставали в каравон. Мы маленькие были еще, ну, как помню, выбирали девок, да… в каравоне-то» (А.В. Наумова).

Одной из интересных функций каравона являлся подбор невест. Девушки подрастали в разных концах села, общались они в основном своими «беседками» и лишь в престольный праздник можно было увидеть всех вместе в традиционных праздничных сарафанах: «Коров подоили и все собираются. Девушки идут нарядны, а глазельщики идут так уже, глядеть. Кто начинает невесту выбирать сыну свому, сноху. Красивы все, хороши...». «Детьми в каравон залезешь внутрь, выберешь самую красивую девушку и глаз не сводишь с неё». (В.Д. Аширова, запись 2015 года).

Хоровод приобретает поистине эпический размах. Каждая песня является уникальной музыкально-хореографической композицией. Двигаться нужно было синхронно по солнцу «утиным» шагом: правая нога идет вперед и ставится перед левой, затем левая нога приставляется к правой, после этого правая нога заносится назад за левую, а левая опять возвращается к правой в исходное положение. Таким образом, движущийся круг «дышит»: то сжимается, то расширяется. Темп хоровода совпадает с сердечным ритмом здорового человека – 60 ударов в минуту.

Две песни «При долу, долочку» и «Как по речке, реченьке» играются на один напев. Наличие политекстовых напевов указывает на обрядовый характер музыкального процесса.

Хоровод «Как по морю синему» имеет некоторые отличия от других каравонных песен: хоровой диапазон в нем составляет две октавы, минорный лад не варьируется, протяженность музыкально-поэтической строфы почти в два раза короче. Никольский облик этого хоровода разительно не похож на широко распространенный общерусский вариант.

Из беседы с участниками ансамбля «Каравон» о праздничной одежде: «Сначала в платках играли в первый день в атласных и в тканьёвых сарафанах. У ко[го] голубой, у ко[го] бардовый, ко[го] вишневый. Вот в их играли. А вот на второй день в шелковых играли. А третий день опять играли, в шелковых платках только. Не в атласном платке, у нас были шелковы больши платки. А на четвертый день в шелковых юбках играли. У нас были кругом, в складку юбки сшиты».

С 1993 года на основе данного престольного праздника села с местной традицией «играть каравон» начал проводиться Республиканский фестиваль русского фольклора «Каравон», в дальнейшем ставший Поволжским, позднее Всероссийским. С 2003 года проводится по Указу президента Республики Татарстан как русский народный праздник «Каравон» в селе Никольское.

В 1995 году на территории населённых пунктов Никольского сельского совета проводила исследования фольклорная экспедиция Центра русского фольклора города Казани под руководством Александра Смирнова с участием профессора Нижегородской консерватории Нины Бордюг. В результате в 1998 году была издана книга «Русские праздники Лаишевского края. Каравон в Русском Никольском» с описанием местных традиций, с текстами и нотными расшифровками Нины Кузьминой и Натальи Игнатьевой.

Благодарим Анастасию Гурьянову за предоставленную возможность посмотреть это видео. 

 

Еще материалы по теме "Каравон2023-"

-Каравон: история, факты

 -Каравон: Здесь русский дух, фольклор здесь правит

-Путешествие по страницам праздника «Каравон»

-Навстречу Каравону-2023. Поет Валентина Клюшина

 

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Каравон Сергей Трусов Каравон-2023